Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня » Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Страница 2

Поскольку дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то учителю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно – следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Достигается это, прежде всего, системой вопросов.

Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи.

Конкретнее, при работе над монологической речью, в частности над пересказом, в классе для детей с ОНР надо учитывать следующее: в начале детей нужно научить подробному, затем выборочному и творческому пересказу.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли. (Можно использовать следующие тексты, которые подбираются в соответствии с темами по программе: «Улетают журавли», «Волнушка», «Бишка», «Коровка», «Мамина чашка» и др.)

Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. ( «Три товарища», «Весна», «Дружок и Пушок», «Медведь» и др.)

Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме. ( «Синичка», «Уборка», «Кот», «Верный друг» и др.). (см. приложение 7).

При обучению детей пересказу, учителю необходимо использовать следующие методы и приемы: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно – следственными отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Следующей формой работы над связной речью являются составления рассказов по картине. Выделяют следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1. Составление описательного рассказа по предметной картине («Садовник», «Посуда», «Мебель», «Наша квартира», «Мойдодыр» и др.);

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине («Отлет птиц», «Собака со щенятами», «На празднике», «Котята», «Прилетели грачи» и др.);

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования
Для изучения проблемы формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования выраз ...

Понятия компетенции и компетентности
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать ...

Понятие связной речи и значение для развития ребенка
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно с различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru