Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Страница 1

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального внимания психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший Вклад в изучение младенчества. Они обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие сильно замедляется и искажается. Общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития.

Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей. Уже в этот период детского развития мы можем говорить о первых эмоциональных проявлениях. Лицо новорожденного находится в постоянном движении, как будто он гримасничает. Среди гримас новорожденного есть такие, которые напоминают улыбку. Психологи называют такие улыбки «физиологическими».

Примерно в конце третьей недели жизни новорожденного появляется первая улыбка, которая сопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, эта улыбка не просто выражает удовольствие, а является средством налаживания отношений с окружающими людьми. Это стремление к другому человеку является не физиологическим, а духовным свойством младенца.

Особенно ярко эмоциональное развитие проявляется в так называемом «комплексе оживления». Этот термин был введен в 20-е годы Н.М. Щеловановым. комплекс оживления включает четыре основных компонента: замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого; улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и др.; вокализация – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гх» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гууллиии» и пр.).

Комплекс оживления складывается примерно к 2 с половиной месяцев и его интенсивность нарастает к 4 месяцам. После он распадается на отдельные компоненты, становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. В это период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первичная форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности.

Одно из важнейших новообразований этого возраста – появление привязанности к близкому человеку. Это новообразование называют аффективно-личностными связями.

Чем старше становятся дети, тем большие различий наблюдаются в их эмоциональных проявлениях. Во втором полугодии дети по-разному реагируют на эти воздействия. Например, если адресованный им укор воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), то неадресованный укор встречают радостными эмоциями.

Очень интересны различия эмоциональных проявлений в ситуативном - личностном и ситуативно-деловом общении. В ситуативно-деловом - положительные эмоции выражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.

Таким образом, у младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. Эмоциональное общение с взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствие взрослого и эмоциональный контакт с ним. Познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми.

В раннем возрасте меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого.

Мышление ребенка, осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Познание сути природы вещей, предметов захватывает малыша и приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только инее столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников
Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с ...

Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...

Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в отечественной психологии
Советскими психологами проведен ряд исследований по истории отечественной психологии (Ананьев, 1945, 1947; Теплов, 1945, 1948; Рубинштейн, 1955; Костюк, 1952, 1954, 1955; Соколов, 1957, и др.). Исследователи, с одной стороны, единодушно указывают на неразрывную связь развития психологической науки ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru