Понятие деятельности

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель.

Так как Маркс и Энгельс были прямыми учениками философии Гегеля, то они восприняли и ведущее понятие гегелевской философии - понятие деятельности. В своих истоках оно имеет философско-логический характер. В конце 19 - начале 20 вв. гегельянство не получило широкого распространения, Маркс был мало кому известен, но в Советском Союзе с начала 30-х годов С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев всерьез стали заниматься таким понятием как деятельность. К философскому пониманию деятельности они добавили психолого-педагогическое толкование.

Существует множество различных видов деятельности; учебная деятельность – один из них. Но, прежде всего - что такое деятельность?

В школьном обиходе можно часто столкнуться с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины – синонимы.

В английском языке слова "деятельность" как такового нет. Там употребляется термин "activity" - активность. То есть, любой род активности может быть назван деятельностью: высшая нервная деятельность, деятельность почек, деятельность конторы, деятельность правительства. Этот термин характеризует активность того или иного органа, и в собственно понятийном смысле в него ничего не вкладывается. Поэтому лучше использовать не английское слово "activity, а два немецких (у выдающихся немецких философов-классиков было два термина: "handlung" - "ручное действие, поступок" и "ta:tigkeit"). Термин "ta:tigkeit" широко использовался Гегелем, это собственно деятельность, потому что не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана обязательно с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающего человека. Там где есть существенное преобразование ситуации, предмета, создание чего-то нового в этом преобразовании – только в этом случает можно данную человеческую активность назвать деятельностью.

Однако в повседневной жизни человек что-то преобразовывает, что-то существенно меняет, создает новые предметы, образы, совершает творческие поступки, но в процентном отношении в человеческой жизни этого мало. Человек живет сообразно привычкам, появившимся у него с детства или приобретенных в новых условиях жизни. Все что связано с повседневностью и с привычками, не требует активного преобразования предметно-социальной действительности, и, следовательно, деятельностью не является. Это очень важно и для подхода к учебной деятельности.

В.В. Давыдов говорил: "Встретившись с Элькониным Даниилом Борисовичем в конце 50-х годов, мы решили посмотреть, как же учатся школьники. И нам, молодым научным сотрудникам, Даниил Борисович поставил задачу: походите в хорошие школы, в хорошие классы, посетите уроки талантливых учителей, и не только в Москве, но и в других городах. Выясните: каковы основные особенности учебной деятельности? Мы его спросили – именно деятельности? – Да, именно деятельности.

Походили, посмотрели, записали, проанализировали и доложили, что в реальных классах, где мы бывали (мы все были психологи), деятельности мы не наблюдали. Учитель ставит перед учеником задания или, вернее, дает упражнения, которые школьники с первого по десятый класс (тогда была десятилетка) аккуратно выполняют, новому учатся, но какого-либо существенного преобразования учебного материала дети не производят. Этого и не требуется. По странному стечению обстоятельств, в хороших школах у хороших учителей учебной деятельности не наблюдается". [Выступление перед членами Латвийской ассоциации развивающего обучения 22 августа 1996 года, г. Рига].

Полезная информация:

Оптимальные нормы двигательной активности
По мнению гигиенистов, наиболее оптимальным является стимулирующий режим двигательной активности, при котором на организм воздействуют разносторонние, постепенно и последовательно увеличивающиеся по интенсивности физические нагрузки, что обусловливает функциональную адаптацию организма, развивая ег ...

Разработка фрагмента перспективно-тематического плана
Для того, чтобы успешно преподавать предмет, нужно знать его значительно шире и глубже чем предусмотрено программой. Это даст возможность преподавателю свободно оперировать своими знаниями, анализировать, сравнивать, доказывать, убеждать, объяснять учебный материал с различных позиций, находить наи ...

Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью ("учись учиться"). Тот факт, что учебная деятельность направлена на овладение ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru