Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Страница 2

В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка: общение с другими детьми. Исследования Л.Н. Галигузовой показали, что изображения живых людей, особенно сверстников, вызывали эмоциональную вовлеченность при рассматривании детьми этих изображений, при этом изображение сверстника вызывало больше эмоциональных проявлений и вокализаций, чем при рассматривании изображения взрослого.

Контакты со сверстниками отличаются яркой эмоциональной окрашенностью и раскованностью детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают и пр. сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.

Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом, переживание этой общности вызывает бурную радость.

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и преимущественно проявляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой.

К тем годам у ребенка появляются собственные желания, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости, этот период получил название кризиса трех лет. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

В период кризиса возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Становление системы «Я», где точкой отчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием являются предметные действия людей, в среднем – на первый план выступают отношения между людьми, в старшем дошкольном возрасте выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Дошкольный возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения и повышенной эмоциональностью.

К концу дошкольного возраста складывается новая внеситуативно-личностная форма общения.

Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.

Второе отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно–мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником.

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Проявляется это в невозможности продолжить диалог, для ребенка важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаем им не поддерживается. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Становление и обновление культуры
Роль воспитания в становлении культуры общества - проблема исторического исследования, но можно предположить, что она различна в зависимости от природно-географических и экономических условий развития общества, его типологических особенностей и стадии развития. Роль воспитания в трансляции культуры ...

Планирование курса обучения информатике в средней школе
Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интерес ...

Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
Среди многих гуманитарных предметов, включенных в программу, особое место занимает литература. Художественное произведение представляет собой некоторую знаковую модель, в которой зафиксирован его герой (человек или антропоморфизированный объект): его характер, душевные переживания, страсти, ум, вол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru