Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников

Страница 2

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.

В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметны. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Большую роль для ребёнка играет, поставленная взрослыми, сценки речевой деятельности "Я правильно сказал?" или "Как нужно сказать правильно?"

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда - необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Задача усложняется тем, что даётся не одна драматизация, а несколько ситуаций.

В этом возрасте дети добиваются чёткости и внятности произношения окончаний; предлагается произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно; поддерживается поиск ребёнком морфем. Привлечь к этому ребёнка можно игрой "Исправь меня".

Продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном, дательном и винительном падежах; работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имён существительных.

Хорошо подходит игра "Чего не стало?", где в среднем возрасте подбираются слова более трудные ("туфли-туфель", "сапоги-сапог", "тапочки-тапочек", "валенки-валенок", "сандалии-сандалий") и игра "День рождения куклы Кати".

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Дети отвечают на вопросы: Что это? Ведро какое? Тарелка какая? Так же можно использовать и словесные упражнения на усвоение прилагательных.

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения с выделением окончаний и определяющих местоимений, например: "Это груша. Какая она?"

В средней группе проводится работа на усвоение несклоняемых существительных, а также игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения "Загадка" воспитанники, при определении родовой принадлежности существительного, ориентируются на окончания слов. Подобные задания сложны для детей, особенно тогда, когда они встречаются с ними впервые. Поэтому нужно доброжелательно относиться даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и, чтобы они в результате получили образец правильной речи ("О щенке, скажем - весёлый, о собаке - весёлая. Весёлая щенок - нельзя сказать.")

Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Для этого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре "Мишка, сделай", Мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребёнок ошибся, Мишка не исполняет его просьбу. В игре "Чей домик?" двери домика откроются, если ребёнок сказал правильно: "Пришла лошадка", "Пришел медведь".

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике
Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и прол ...

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из мл ...

Фонематическая система русского языка
«Речевой квалифицированный слух» – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, т.е. системы фонем языка, в к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru