Игровые технологии в современной педагогике

Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию. Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними общие признаки, тем не менее, реализуют уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, ставящей своей целью овладение учебной деятельностью, но, естественно, при подчинении игровых технологий структурно-содержательным особенностям именно этой деятельности и, следовательно, при повторении ими типологии учебных заданий.

Наряду с функцией преодоления «недостатков» игрового детства (особенно характерных для детей риска), игровые технологии наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Многозначность, многофункциональность игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоит также в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх. Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших школьников, заимствованы у разных авторов (А. Бондаренко, А. Барташников и И.А. Барташникова, Е.А. Катаева и Е.А. Стребелева и др.).

Промежуточное положение между игрой и учебной деятельностью занимают действия детей с рабочей тетрадью — дидактическим пособием, разработанным Е.А. Младковской.

Эта работа предусматривает укрепление осмысленности и самостоятельности действий детей при обращении к текстам тетради, сопровождаемым рисунками и схемами. Особое значение использования этого пособия состоит в возможности оказать ребенку существенную помощь при овладении словесно-логическим мышлением с одновременной опорой на наглядно-образное (художественное) мышление.

Задания рабочей тетради, дополняющей учебники по чтению, рассчитаны на содействие младшим школьникам в формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений в их соотнесении с типологией учебных заданий, отражающих структурно-содержательные особенности учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что игра и учебная деятельность составляют пограничные и преемственные формы жизнедеятельности младших школьников с ЗПР.

Значение игры в жизнедеятельности младших школьников, естественность сочетания игры и учебной деятельности отражают реальную направленность современной школы на решение проблемы максимального развития каждого ученика и одновременно — на совершенствование содержательных и процессуальных составляющих знаний учащихся (непосредственно знаний и учебных умений). Главным же, определяющим все принципиальные подходы, становится формирование у детей умений учиться, самостоятельно приобретать знания — качества столь необходимые как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни человека.

Конкретную роль игровых технологий в профилактике, формировании учебной деятельности младших школьников с ЗПР и коррекции ее недостатков иллюстрируют примеры игр (см. приложение № 2).

Полезная информация:

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
Восприятие - это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это прежде всего чувственное познание. Так как, с одной стороны, оно возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой - отражает в сознании человек ...

Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста
Для определения сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности очень важно развести такие понятия, как «патриотизм», «гражданственность», «право», «нравственность». Эти понятия, несмотря на их общность, имеют свою специфику. Так сложилось, что российскому обществу изначально бы ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru