Процесс разработки учебного плана

Страница 2

Самым важным является тщательное рассмотрение всех факторов и мнений в ходе разработки, обновления и адаптации учебных планов. Почему? С тем, чтобы избежать последующих разочарований на счет педагогической, правовой и технико-экономической обоснованности созданных проектов.

Итак, на практике процесс разработки плана на национальном уровне никогда не начинается на пустом месте. Обычно уже существуют смежные образовательные программы и учебные планы, которые используются в качестве базового материала, подлежащего обновлению.

Исключение составляют новые профессии или совершенно новые типы образовательных стандартов, учебных планов и программ.

Для разработки нового плана идеальным является поэтапный метод (шаг за шагом). Те же самые этапы могут использоваться для периодического обновления уже существующего плана. Этот процесс представлен в виде циклической диаграммы.

Цикл повторяется с периодичностью, зависящей от результатов оценки. Начало процесса обновления может быть в любой точке цикла, но обычно стартовой точкой является №10: оценка процесса в целом.

Следует изучить отчеты об оценке. В начале проектирования плана поставленные цели представляются зачастую слишком амбициозными, что чревато значительными последствиями.

Рис. 14. Этапы деятельности

Также может иметь место обновление правовой базы, актуализация интереса, потребность в зарубежном опыте. Может измениться политическая структура или возникнуть потребность во введении нового образовательного метода.

Необходимо сначала спроектировать профессиональные профили и затем пересмотреть конечный профиль нового учебного плана. Эти и другие источники могут внести новый аспект в разработку плана. Нужно принять решения о том, какие изменения следует включить в новый цикл разработки плана.

За формулировкой или обзором задач (параметров изменений) следует формулировка образовательных целей: от общих к промежуточным и далее — к конкретным. За основу берутся уже существующие цели. Следует только учесть масштабность изменений.

Целесообразно проанализировать и описать начальную ситуацию применительно к учащимся, преподавателям, учебному заведению, инфраструктуре и т.п.

Можно использовать прежние анализы начальных ситуаций, принимая во внимание планируемые или состоявшиеся изменения.

Содержание обучения, соответствующее целям подготовки, структурируется в соответствии с имеющейся ситуацией и уровнем характеристик обучаемых. Адаптация для модульного или дистанционного обучения может повлечь за собой серьезный пересмотр последовательности и форм представления содержания.

Выбор методов

Оптимальный метод обучения выбирается относительно целей и начальной ситуации. После принятия решения о выборе метода, желательно повторить виды деятельности 3 и 4 (рис. 14).

Организация образовательного процесса

Имея в наличии все упомянутые исходные материалы, следует разделить целостную образовательную программу на годичные циклы, на учебные программы по общим, общепрофессиональным и специальным учебным дисциплинам, предусмотреть соответствующие методики, например, для производственной практики или стажировки, а также представить проекты или темы. Нужно определить тематику каждого раздела и обосновать расчетное время.

В результате получится образовательная программа на год для каждого отделения с расписаниями для учащихся и преподавателей.

Разработка учебных материалов

Впоследствии предстоит разработать вспомогательные средства для обоих субъектов образовательного процесса. Эти средства включают:

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами
Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информ ...

Трудности логопедической работы
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизмене ...

С.В. Рахманинов как личность
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия). Интерес С.В. Рахманинова к му ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru