Назначение учебного плана

Страница 4

Внутри одного отделения возможно дифференцирование профилей и специализаций; «конечные профили» обычно включены в план отделения. После того как руководители учебного заведения утверждают этот документ, он становится обязательным к исполнению для всех лиц, работающих на факультете (отделении). Учебный план отделения детализирует образовательный процесс с учетом интересов обучающихся как его «пользователей». Поэтому на этом уровне учащиеся могут получить из данного документа интересующую их информацию.

Предметный учебный план

Предметные учебные планы определяются в основном следующей структурной иерархией: содержание—методы—описание деятельности—объем выделяемых часов. Другой способ структурирования этих элементов состоит в создании модулей, основанных на временнх периодах. В этом случае временнóй период рассматривается как определяющий фактор, в то время как все остальные элементы должны быть жестко призваны к продолжительности модуля. В п.5.5 модульный подход будет изложен более детально. Однако, как показывает опыт, перевод предметного учебного плана в учебный план, составленный на основе модульных технологий, является сложной операцией, для осуществления которой необходимо весьма четкое планирование и распределение достаточных ресурсов.

Учебный план по какому-либо предмету конкретного отделения учебного заведения является частью учебного плана отделения. Это рабочий документ, составленный в соответствии с предметными планами по всем другим дисциплинам, преподаваемым на данном отделении, оказывает конкретную помощь в подготовке, реализации и оценке учебного процесса. Предметный учебный план описывает:

начальную ситуацию по данному предмету и по смежным общеобразовательным и специальным предметам;

четко обозначенные цели преподавания данного предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках учащихся;

отбор изучаемого материала и последовательность его представления;

ссылки на смежные предметы;

дидактику для решения различных задач;

ожидаемую учебную деятельность со стороны учащихся и студентов;

особые виды деятельности, такие как экскурсии, посещение предприятий и т.п.;

запланированную деятельность преподавателей и инструкторов;

применяемые средства обучения, а также вспомогательные средства, такие как лабораторные инструменты, измерительные приборы, аудио- и видео средства представления информации, демонстрационную технику и т.д.

специальные требования по технике безопасности, если таковые имеются;

методику оценки, включая технику выполнения;

вопросы тестирования для диагностики, оценки и/или отбора;

имена лиц, участвующих в преподавании предмета, их квалификацию и обязанности.

В большинстве случаев предметные учебные планы составляются вместе с планами отделений и являются их составной частью. После того, как руководители учебного заведения декретируют этот документ, он становится нормой для преподавателей и обучающихся.

План урока (занятия)

Всем нам памятно то «смутное» время в российской педагогике (конец 80-х– начало 90-х гг.), когда эйфория академических свобод и либеральных идей «рвала» связи с прошлым опытом, нередко оценивая его как наследие авторитарной педагогики и бюрократические пережитки.

Под огнем критики отдельных «горе-новаторов» оказался, едва ли не в первых рядах отрицаемых традиций, план урока (поурочный план).

Урок — это системное педагогическое явление. Систем неорганизованных попросту не существует. Детальные, структурированные описания (каковым и должен быть поурочный план) вносят необходимую и достаточную ясность. Это — план взаимодействий, ориентированных на достижение цели. План — необходимый документ (творческий, во всяком случае, не рутинный!) для самоконтроля (прежде всего!) и контроля. Язык и структура плана требуют краткости и логичности. Хотя, разумеется, следует избегать чрезмерной жесткости, чтобы всегда присутствовала возможность адаптации обоих субъектов образовательного процесса к динамичной среде образовательного процесса и быстроменяющимся внешним его обстоятельствам (последнее избавит преподавателя и мастера производственного обучения от излишнего переписывания поурочных планов в последующие циклы образовательного процесса).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Методические рекомендации разработаны на основе изучения исследований А.Г.Арушановой, Т.В.Александровой, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В , Р.И.Лалаевой. В процессе формирования словоизменения и словообразования необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных моделе ...

Третий закон Ньютона
Изучение третьего закона Ньютона начинают с повторения опытов по взаимодействию тел (см. рис. 5), обращая внимание при этом на то, что каждое из тел действует на другое с некоторой силой. После этого следует еще раз рассмотреть взаимодействие двух тел при их вращательном движении (см, рис. 9) и зап ...

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru