Назначение учебного плана

Страница 4

Внутри одного отделения возможно дифференцирование профилей и специализаций; «конечные профили» обычно включены в план отделения. После того как руководители учебного заведения утверждают этот документ, он становится обязательным к исполнению для всех лиц, работающих на факультете (отделении). Учебный план отделения детализирует образовательный процесс с учетом интересов обучающихся как его «пользователей». Поэтому на этом уровне учащиеся могут получить из данного документа интересующую их информацию.

Предметный учебный план

Предметные учебные планы определяются в основном следующей структурной иерархией: содержание—методы—описание деятельности—объем выделяемых часов. Другой способ структурирования этих элементов состоит в создании модулей, основанных на временнх периодах. В этом случае временнóй период рассматривается как определяющий фактор, в то время как все остальные элементы должны быть жестко призваны к продолжительности модуля. В п.5.5 модульный подход будет изложен более детально. Однако, как показывает опыт, перевод предметного учебного плана в учебный план, составленный на основе модульных технологий, является сложной операцией, для осуществления которой необходимо весьма четкое планирование и распределение достаточных ресурсов.

Учебный план по какому-либо предмету конкретного отделения учебного заведения является частью учебного плана отделения. Это рабочий документ, составленный в соответствии с предметными планами по всем другим дисциплинам, преподаваемым на данном отделении, оказывает конкретную помощь в подготовке, реализации и оценке учебного процесса. Предметный учебный план описывает:

начальную ситуацию по данному предмету и по смежным общеобразовательным и специальным предметам;

четко обозначенные цели преподавания данного предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках учащихся;

отбор изучаемого материала и последовательность его представления;

ссылки на смежные предметы;

дидактику для решения различных задач;

ожидаемую учебную деятельность со стороны учащихся и студентов;

особые виды деятельности, такие как экскурсии, посещение предприятий и т.п.;

запланированную деятельность преподавателей и инструкторов;

применяемые средства обучения, а также вспомогательные средства, такие как лабораторные инструменты, измерительные приборы, аудио- и видео средства представления информации, демонстрационную технику и т.д.

специальные требования по технике безопасности, если таковые имеются;

методику оценки, включая технику выполнения;

вопросы тестирования для диагностики, оценки и/или отбора;

имена лиц, участвующих в преподавании предмета, их квалификацию и обязанности.

В большинстве случаев предметные учебные планы составляются вместе с планами отделений и являются их составной частью. После того, как руководители учебного заведения декретируют этот документ, он становится нормой для преподавателей и обучающихся.

План урока (занятия)

Всем нам памятно то «смутное» время в российской педагогике (конец 80-х– начало 90-х гг.), когда эйфория академических свобод и либеральных идей «рвала» связи с прошлым опытом, нередко оценивая его как наследие авторитарной педагогики и бюрократические пережитки.

Под огнем критики отдельных «горе-новаторов» оказался, едва ли не в первых рядах отрицаемых традиций, план урока (поурочный план).

Урок — это системное педагогическое явление. Систем неорганизованных попросту не существует. Детальные, структурированные описания (каковым и должен быть поурочный план) вносят необходимую и достаточную ясность. Это — план взаимодействий, ориентированных на достижение цели. План — необходимый документ (творческий, во всяком случае, не рутинный!) для самоконтроля (прежде всего!) и контроля. Язык и структура плана требуют краткости и логичности. Хотя, разумеется, следует избегать чрезмерной жесткости, чтобы всегда присутствовала возможность адаптации обоих субъектов образовательного процесса к динамичной среде образовательного процесса и быстроменяющимся внешним его обстоятельствам (последнее избавит преподавателя и мастера производственного обучения от излишнего переписывания поурочных планов в последующие циклы образовательного процесса).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ
Из рассмотренного в 1.1 и 1.2 параграфах теоретического материала следует, что формирование культуры потребления телевизионной информации впрямую зависит от способности подростка сохранять субъектность, т.е. от умения самоидентификации своей индивидуальной социальной реальности и противостояния соц ...

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Переносимость физических нагрузок женским контингентом в условиях среднегорья и высокой внешней температуры
Вопросы терморегуляции и функциональной переносимости организма в условиях среднегорья и высокой внешней температуры окружающей среды при выполнении физических упражнений были предметом пристального внимания исследователей и обобщены в ряде обстоятельных научных работ. Женщины демонстрируют меньшую ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru