Внутри одного отделения возможно дифференцирование профилей и специализаций; «конечные профили» обычно включены в план отделения. После того как руководители учебного заведения утверждают этот документ, он становится обязательным к исполнению для всех лиц, работающих на факультете (отделении). Учебный план отделения детализирует образовательный процесс с учетом интересов обучающихся как его «пользователей». Поэтому на этом уровне учащиеся могут получить из данного документа интересующую их информацию.
Предметный учебный план
Предметные учебные планы определяются в основном следующей структурной иерархией: содержание—методы—описание деятельности—объем выделяемых часов. Другой способ структурирования этих элементов состоит в создании модулей, основанных на временнх периодах. В этом случае временнóй период рассматривается как определяющий фактор, в то время как все остальные элементы должны быть жестко призваны к продолжительности модуля. В п.5.5 модульный подход будет изложен более детально. Однако, как показывает опыт, перевод предметного учебного плана в учебный план, составленный на основе модульных технологий, является сложной операцией, для осуществления которой необходимо весьма четкое планирование и распределение достаточных ресурсов.
Учебный план по какому-либо предмету конкретного отделения учебного заведения является частью учебного плана отделения. Это рабочий документ, составленный в соответствии с предметными планами по всем другим дисциплинам, преподаваемым на данном отделении, оказывает конкретную помощь в подготовке, реализации и оценке учебного процесса. Предметный учебный план описывает:
начальную ситуацию по данному предмету и по смежным общеобразовательным и специальным предметам;
четко обозначенные цели преподавания данного предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках учащихся;
отбор изучаемого материала и последовательность его представления;
ссылки на смежные предметы;
дидактику для решения различных задач;
ожидаемую учебную деятельность со стороны учащихся и студентов;
особые виды деятельности, такие как экскурсии, посещение предприятий и т.п.;
запланированную деятельность преподавателей и инструкторов;
применяемые средства обучения, а также вспомогательные средства, такие как лабораторные инструменты, измерительные приборы, аудио- и видео средства представления информации, демонстрационную технику и т.д.
специальные требования по технике безопасности, если таковые имеются;
методику оценки, включая технику выполнения;
вопросы тестирования для диагностики, оценки и/или отбора;
имена лиц, участвующих в преподавании предмета, их квалификацию и обязанности.
В большинстве случаев предметные учебные планы составляются вместе с планами отделений и являются их составной частью. После того, как руководители учебного заведения декретируют этот документ, он становится нормой для преподавателей и обучающихся.
План урока (занятия)
Всем нам памятно то «смутное» время в российской педагогике (конец 80-х– начало 90-х гг.), когда эйфория академических свобод и либеральных идей «рвала» связи с прошлым опытом, нередко оценивая его как наследие авторитарной педагогики и бюрократические пережитки.
Под огнем критики отдельных «горе-новаторов» оказался, едва ли не в первых рядах отрицаемых традиций, план урока (поурочный план).
Урок — это системное педагогическое явление. Систем неорганизованных попросту не существует. Детальные, структурированные описания (каковым и должен быть поурочный план) вносят необходимую и достаточную ясность. Это — план взаимодействий, ориентированных на достижение цели. План — необходимый документ (творческий, во всяком случае, не рутинный!) для самоконтроля (прежде всего!) и контроля. Язык и структура плана требуют краткости и логичности. Хотя, разумеется, следует избегать чрезмерной жесткости, чтобы всегда присутствовала возможность адаптации обоих субъектов образовательного процесса к динамичной среде образовательного процесса и быстроменяющимся внешним его обстоятельствам (последнее избавит преподавателя и мастера производственного обучения от излишнего переписывания поурочных планов в последующие циклы образовательного процесса).
Полезная информация:
Применение технологии РКМЧП на примере урока по теме:
«Решение квадратных уравнений»
Тема урока: «Решение квадратных уравнений» Тип урока: урок систематизации изученного материала Метод обучения: частично – поисковый, проблемный Цель урока: Познавательный аспект: обобщение и систематизация знаний по теме: «Квадратные уравнения» Развивающий аспект: формирование умения переноса извес ...
История развития джаз-танца
Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми – рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность ...
Сила как физическое качество человека
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных 'моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с измен ...