Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Образование и воспитание » Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Страница 1

Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное".

В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.

Ценные начинания в организации внешкольной работы связаны с именем Н.И. Пирогова, который ввел в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы.

В конце XIX века появился и термин "Внешкольная работа". Однако этим словом называли культурно-просветительную деятельность.

В дореволюционный период были попытки организации детских массовых мероприятий и даже детского внешкольного учреждения. В Харькове в 1895 г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен большой детский праздник деревонасаждения.

Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в Петербурге в Мраморном дворце. Организатором его был агроном по образованию, преподаватель естественных наук в Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные дни здесь собиралось несколько тысяч детей.

В 1904 г. в Москве был открыт первый городской народный дом, при котором создали клуб для детей.

В основе деятельности внешкольных учреждений начала ХХ века лежали стремления передовых российских педагогов: С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова - дать обездоленным детям "детские впечатления". Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью на средства, собираемые по подписке. Сотрудники московского общества "Сетлемент" проводили педагогическую работу в группах мальчиков и девочек, объединенных по 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались дважды в неделю. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им.

С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятия рисованием, черчением, фотографией. Большое помещение заняла библиотека. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания.

Хотя в числе работников «Сетлемента» было чрезвычайно мало педагогов, главное внимание обращалось на общественное детское воспитание. Организация деятельности строилась в соответствии с планом работы, составленном на основе изученных социальных условий района между Бутырками и Марьиной рощей. В собственном доме в Вадковском переулке объединялись «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных, детский сад, «Частное учебное заведение III разряда для лиц обоего пола Л.К. Шлегер» (фактически двухгодичное городское училище с совместным обучением для детей до 14 лет), кабинет врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А.У. Зеленко» (фактически профтехучилище широкого профиля с числом учащихся до 200 человек). И сверх того - клубы для подростков, куда приходили молодежь и взрослые с окрестных предприятий, колония в Щелкове. Финансировала «Сетлемент» крупная буржуазия, которая находила для себя вполне приемлемым создавать учреждения, стоящие вне курса казенной педагогики Хотя педагоги, работавшие с А.У. Зеленко и С.Т. Шацким, всячески сторонились политики и вели с детьми культурно-просветительную работу, 1 мая 1908 г. царскими властями было закрыто и общество "Сетлемент", и все его учреждения "за республиканские порядки" в них.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Остановимся подробно на технологии работы над сочинением. Виды ...

Методы научного познания в обучении математике
Одно из центральных мест в методике преподавания математики занимают методы обучения. Знание методов обучения математике необходимо для организации эффективного обучения школьников. Выделяют следующие методы обучения математики: методы обучения, выделяемые по источнику знаний; методы обучения, опре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru