Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Образование и воспитание » Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Страница 1

Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное".

В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.

Ценные начинания в организации внешкольной работы связаны с именем Н.И. Пирогова, который ввел в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы.

В конце XIX века появился и термин "Внешкольная работа". Однако этим словом называли культурно-просветительную деятельность.

В дореволюционный период были попытки организации детских массовых мероприятий и даже детского внешкольного учреждения. В Харькове в 1895 г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен большой детский праздник деревонасаждения.

Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в Петербурге в Мраморном дворце. Организатором его был агроном по образованию, преподаватель естественных наук в Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные дни здесь собиралось несколько тысяч детей.

В 1904 г. в Москве был открыт первый городской народный дом, при котором создали клуб для детей.

В основе деятельности внешкольных учреждений начала ХХ века лежали стремления передовых российских педагогов: С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова - дать обездоленным детям "детские впечатления". Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью на средства, собираемые по подписке. Сотрудники московского общества "Сетлемент" проводили педагогическую работу в группах мальчиков и девочек, объединенных по 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались дважды в неделю. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им.

С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятия рисованием, черчением, фотографией. Большое помещение заняла библиотека. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания.

Хотя в числе работников «Сетлемента» было чрезвычайно мало педагогов, главное внимание обращалось на общественное детское воспитание. Организация деятельности строилась в соответствии с планом работы, составленном на основе изученных социальных условий района между Бутырками и Марьиной рощей. В собственном доме в Вадковском переулке объединялись «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных, детский сад, «Частное учебное заведение III разряда для лиц обоего пола Л.К. Шлегер» (фактически двухгодичное городское училище с совместным обучением для детей до 14 лет), кабинет врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А.У. Зеленко» (фактически профтехучилище широкого профиля с числом учащихся до 200 человек). И сверх того - клубы для подростков, куда приходили молодежь и взрослые с окрестных предприятий, колония в Щелкове. Финансировала «Сетлемент» крупная буржуазия, которая находила для себя вполне приемлемым создавать учреждения, стоящие вне курса казенной педагогики Хотя педагоги, работавшие с А.У. Зеленко и С.Т. Шацким, всячески сторонились политики и вели с детьми культурно-просветительную работу, 1 мая 1908 г. царскими властями было закрыто и общество "Сетлемент", и все его учреждения "за республиканские порядки" в них.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Изготовление модели космического летательного аппарата типа шатал
Космический шатл не оснащается двигателями. Модель легка и представляет собой декоративную копию настоящего объекта. Модель можно установить на подставку, либо нитью закрепить и подвесить в помещении. Для постройки модели шатала, необходима плотная бумага (3 листа формата А3), нитки и клей (Глобус) ...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст – период развития детей от 6-7 до 9-10 лет. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности и включается в школьный коллектив. Поступление в школу коренным образом меняет его жизнь. Учение становится его ведущей деятельностью ...

Учебные планы и программы, их назначение и содержание
Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Учебный план - это утвержденный Министерством образования документ, определ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru