Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Образование и воспитание » Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Страница 2

С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О. Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения Москвы.

В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением, играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах. Значительное внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка, практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии. Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время!

Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал "Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах самоуправления.

В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию.

Справочный материал

Зеленко Александр Устинович (1871 - 1953) - советский архитектор, педагог и общественный деятель. Сын профессора Военно-медицинской академии, после окончания Кадетского корпуса поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, затем учился в Вене, работал в мастерской прославленного московского архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1903 г. поехал в США, где более двух лет работал на стройках. По возвращении предложил Л.К. Шлегер создать в Москве, используя опыт американских общественных и кооперативных организаций, образовательно-воспитательный и оздоровительный комплекс для подростков из рабочих семей, что и было осуществлено им совместно с С.Т. Шацким. Зеленко - автор оригинального проекта и руководитель строительства особняка для «Сетлемента» (здание сохранилось). За связь с революционным подпольем был арестован. Эмигрировал в Западную Европу, где изучал опыт многих известных педагогов, который отразил в серии статей «Современные реформаторы воспитания и образования». Возвратившись в Россию, преподавал в университете имени Шенявского, на Пречистенских курсах. Один из авторов и участников проверки экспериментальных учебного плана и программы по начальному обучению, составленных с учетом опыта американских педагогов. После октября 1917 г. вел научно-исследовательскую и педагогическую работу, был членом Государственного ученого совета Наркомпроса. По предложению Н.К. Крупской совершил поездку в США, где ознакомился с опытом организации культурно-просветительских учреждений в рамках кооперативного движения. По итогам поездки написал книги: «Современная Америка», «Детские музеи в Сев. Америке». Последние годы - научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР, директором которого была В.Н. Шацкая.

Массалитинова Надежда Осиповна (1876 -1924) - педагог и общественный деятель. По окончании томской гимназии училась на Бесстужевских курсах, за связь с революционным подпольем была выслана на родину, в Томск, где работала в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанном В.С. Пирусским. По возвращении в Москву преподавала в частных гимназиях математику и естествознание, на курсах дошкольных и внешкольных работников. С 1913 г. - постоянная сотрудница С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых» и на Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко написала книги: «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах Америки, Европы и России».

Медынский Евгений Николаевич (1885 - 1957) - видный советский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. В 1914 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Педагогическую деятельность начал в 1911 г. - заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1912 - 1915 гг. Читал курс по внешкольному образованию в Педагогической академии, читал лекции на педагогические темы в университете Шенявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе, Серпухове и других городах. В 1917 - 1922 гг. Работал в Нижнем Новгороде и Свердловске. С 1922 г. жил и работал в Москве. В 1944 - 1948 гг. - заведующий отделом истории педагогики АПН РСФСР, директор государственной библиотеки по народному образованию, в 1947 - 1952 гг. - член Президиума Академии педагогических наук РСФСР.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...

Виды памяти по объекту запоминания
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех лю ...

Различные подходы к определению педагогической технологии
В данном разделе проведен обзор различных образовательных технологий, появившихся в последнее время. Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru