Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Образование и воспитание » Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Страница 2

С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О. Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения Москвы.

В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением, играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах. Значительное внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка, практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии. Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время!

Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал "Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах самоуправления.

В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию.

Справочный материал

Зеленко Александр Устинович (1871 - 1953) - советский архитектор, педагог и общественный деятель. Сын профессора Военно-медицинской академии, после окончания Кадетского корпуса поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, затем учился в Вене, работал в мастерской прославленного московского архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1903 г. поехал в США, где более двух лет работал на стройках. По возвращении предложил Л.К. Шлегер создать в Москве, используя опыт американских общественных и кооперативных организаций, образовательно-воспитательный и оздоровительный комплекс для подростков из рабочих семей, что и было осуществлено им совместно с С.Т. Шацким. Зеленко - автор оригинального проекта и руководитель строительства особняка для «Сетлемента» (здание сохранилось). За связь с революционным подпольем был арестован. Эмигрировал в Западную Европу, где изучал опыт многих известных педагогов, который отразил в серии статей «Современные реформаторы воспитания и образования». Возвратившись в Россию, преподавал в университете имени Шенявского, на Пречистенских курсах. Один из авторов и участников проверки экспериментальных учебного плана и программы по начальному обучению, составленных с учетом опыта американских педагогов. После октября 1917 г. вел научно-исследовательскую и педагогическую работу, был членом Государственного ученого совета Наркомпроса. По предложению Н.К. Крупской совершил поездку в США, где ознакомился с опытом организации культурно-просветительских учреждений в рамках кооперативного движения. По итогам поездки написал книги: «Современная Америка», «Детские музеи в Сев. Америке». Последние годы - научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР, директором которого была В.Н. Шацкая.

Массалитинова Надежда Осиповна (1876 -1924) - педагог и общественный деятель. По окончании томской гимназии училась на Бесстужевских курсах, за связь с революционным подпольем была выслана на родину, в Томск, где работала в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанном В.С. Пирусским. По возвращении в Москву преподавала в частных гимназиях математику и естествознание, на курсах дошкольных и внешкольных работников. С 1913 г. - постоянная сотрудница С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых» и на Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко написала книги: «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах Америки, Европы и России».

Медынский Евгений Николаевич (1885 - 1957) - видный советский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. В 1914 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Педагогическую деятельность начал в 1911 г. - заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1912 - 1915 гг. Читал курс по внешкольному образованию в Педагогической академии, читал лекции на педагогические темы в университете Шенявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе, Серпухове и других городах. В 1917 - 1922 гг. Работал в Нижнем Новгороде и Свердловске. С 1922 г. жил и работал в Москве. В 1944 - 1948 гг. - заведующий отделом истории педагогики АПН РСФСР, директор государственной библиотеки по народному образованию, в 1947 - 1952 гг. - член Президиума Академии педагогических наук РСФСР.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Происхождение природных горючих ископаемых
Ответ на вопрос о происхождении каменного угля однозначен и дан еще М.В.Ломоносовым. Многочисленные образцы отпечатков не только листьев, но и целых стволов деревьев неоспоримо свидетельствуют о том, что уголь образовался из остатков древних растений. Существует много свидетельств в пользу органиче ...

Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в
К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конц ...

Автоматизированное компьютерное проектирование
Бесспорными лидерами на мировом рынке графических компьютерных систем являются системы CorelDRAW и AutoCAD. Поэтому обучение компьютерному выполнению чертежей целесообразно осуществлять именно в этих системах. Однако черчение заключается не только в выполнении графических построений. Выполнение чер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru