Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Страница 1

На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников.

Остановимся подробно на технологии работы над сочинением.

Виды сочинений.

Сочинение в школе занимает особое место, ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, какие складываются в жизни.

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются:

Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.

Особо следует отметить сочинение на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т.п. В сочинениях этого типа реализуется различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.

Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные (художественные) и «деловые» (научные)

Первые это преимущественно рассказы о событиях и описаниях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи и другие.

Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам:

- природа нашей Родины - лес, поле, река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;

- труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства. Включая игру в педагогический ...

Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интере ...

Система учреждений начального профессионального образования
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предыст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru