Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Страница 5

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отраженное в плане:

Сентябрь, первые признаки осени в природе.

Последние полевые сельские работы.

Радостные дни золотой осени.

В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.

План - необходимая ступень любого действия, любого высказывания. [9, с.406]. Обдумывая свою речь, особенно монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, затем - устный, затем - мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план нередко дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах - индивидуально.

В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на образцы. Вот варианты формулировок плана:

Назывные предложения

Повествовательные предложения

Прогулка в лес.

1.Приготовление.

1. Мы собираемся в лес.

2.Лесные картины.

2. В лесу очень красиво.

3.Жители леса.

3. Лес полон жизни.

4.Наши игры на поляне.

4. Мы хорошо поиграли!

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.

Накопление материала

Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.

Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Состояние функции словоизменения
В ходе проведённого исследования сформированности функции словоизменения (таб. 1) мы выделили 4 группы детей. В первую группу вошли дети (2 чел.) со степенью сформированности выше среднего (2,7-2,9 б.) Детьми были допущены следующие ошибки: неверное изменение имён существительных по числам в именит ...

Возрастные особенности и механизмы речи в онтогенезе
При оценке нарушений у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляются повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru