Особенности учебной деятельности

Страница 2

Этот парадокс – инновационность учебной деятельности и, в то же время ограниченность свободы воли и отсутствие собственного целеполагания у обучающегося в ней трудно разрешим. Тем не менее, он составляет одну из острых проблем современной психологии и педагогики: ведь обучающийся, привыкший действовать "по указке", в дальнейшем, по окончании той или иной ступени образования и переходе к профессиональной деятельности зачастую, в условиях свободы выбора теряется, он несамостоятелен и безынициативен. Из круглых отличников и золотых медалистов, за редкими исключениями действительно одаренных молодых людей, вырастают, как правило, посредственности.

Влияние на учебную деятельность возрастной сензитивности – присущих определенному возрасту человека оптимальных периодов развития определенных психологических и физиологических свойств и качеств личности. Преждевременное или запаздывающее к периоду возрастной сензитивности обучение может быть недостаточно эффективным. Известно, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонетического слуха, а по прошествии этого периода чувственность падает. В возрасте 5 – 6 лет дети наиболее успешно овладевают иностранными языками. В возрасте 10 – 12 лет наиболее эффективно происходит сенсомоторное развитие – формирование точности зрительного и кинестетического анализа, развитие точности движений и т.д.

Кроме того, существенное влияние на учебную деятельность оказывают возрастные кризисы, определяемые границами стабильных возрастов: кризис новорожденного (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет), юношеский кризис и т.д. вплоть до возрастных кризисов у взрослых. Например, кризис 40 лет – ведь известно, что после 40 лет способность восприятия любого нового учебного материала у человека резко снижается.

За исключением, пожалуй, дошкольного образования, при организации учебного процесса в школе, в профессиональных образовательных учреждениях ни периоды возрастной сензитивности, ни возрастные кризисы, как правило, не учитываются.

В ранние исторические эпохи, при разных ведущих типах организационной культуры жили и живут принципиально разные обучающиеся: "дитя" ХIХ в. К.Д. Ушинского – это совсем другой ребенок, чем ребенок века ХХ и уж тем более века ХХI. Точно также изменялись и изменяются в ходе общественно-исторического процесса системы принятых в обществе взглядов на учение, обучение и образование, которые обусловливались, с одной стороны – ведущими типами организационной культуры в обществе, с другой стороны – степенью массовости образования, его постепенно расширяющейся доступностью для все более широких кругов населения. Догматическое обучение в средние века сменилось классическим образованием для высших кругов общества, которое, в свою очередь сменилось на реальное образование в связи с индустриализацией и т.д. Индивидуальная форма обучения для детей из высших слоев общества сменялась в связи с расширением массовости образования на индивидуально-групповую, а затем – на классно-урочную и т.п.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Практические советы психологов по совершенствованию памяти
Существует множество методов улучшения работы памяти. Однако никакой из них не может быть абсолютно полезным в одиночку. Нет таких волшебных таблеток, переключателей или уловок, которые за один раз могут улучшить работу памяти. Действенность состоит в том, что память человека имеет огромное количес ...

Анализ влияния оценки на эмоциональное состояние обучающихся
Для изучения влияния оценки на эмоциональное состояние школьников, было проведено тестирование среди учащихся 15–16 лет. Первый тест проводился по методике «диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения». В тестирование принимало участие 20 человек. Тест состоит из 30 пар про ...

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Биофизика»
Дисциплина «Биофизика» входит в учебный план подготовки специалистов по направлению 200402 «Инженерное дело в медико-биологической практике», бакалавров по направлениям 201000.62 «Биотехнические системы и технологии», 011200.62 «Физика», а также магистров по направлению 011800.68 «Радиофизика». Цел ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru