Методика организации театрализованных игр дошкольников

Образование и воспитание » Театрализованная игра » Методика организации театрализованных игр дошкольников

Страница 1

Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Но, по мнению О. Акуловой, в настоящее время в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания со стороны педагога к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра».

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Мы проанализировали опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду, а именно:

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой,

Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович,

Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой,

Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой,

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной,

«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет,

Программа «Детство»

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Таким образом, мы видим, что театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Этих особенности театрализованной деятельности вызывают определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

Необходимо отметить, что все рассмотренные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности и успешно применяются на базе различных дошкольных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Анализ деятельности средней общеобразовательной школы п. Сергиевский Коломенского района по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
Муниципальное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа расположена на территории поселка Сергиевский Коломенского района. Школа ведет свою историю с 1840 г., являясь правопреемницей Парфентьевской средней школы, старейшей в районе. До перехода в 1868 году в ведение з ...

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников. Поручения имеют свои особенности: всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; предоставляют широкие возможности для индивидуальной ...

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru