В современной методической литературе существует большое количество игр, способствующих развитию театрализованной деятельности дошкольников. Приведем некоторые примеры таких игр.
Исполнительские театрализованные игры:
Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка».
Цель. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Ход игры. Организуя первую игру, воспитатель сообщает детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами с помощью представленных атрибутов. Педагог начинает рассказывать сказку, дети включаются в нее по ходу игры. Исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалок, загадок или же оценивая выразительность подражания ребенка персонажу. По ходу игры дети проговаривают цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д. Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им шапочки с изображениями других животных, которые пришли на помощь. В конце игры, когда вытянутая репка лежит на земле, поводить хоровод вокруг нее, устроить праздник урожая.
Игра «Что изменилось?»
Цель. Развивать зрительную память, внимание, выдержку.
Ход игры. Дети - «артисты» показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
Игра «Одно и то же по-разному».
Цель: развивать воображение, фантазию, память.
Ход игры. Дети делятся на группы, которым предлагается придумать и показать несколько вариантов разных хорошо знакомых сказок.
Игра «Фантазии о…».
Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Ход игры. Дети, превращаясь во что-то или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.
Игра «Вариации на тему…»
Цель. Развивать у детей художественную выразительность, фантазию.
Ход игры. Педагог вместе с детьми выбирает произведение с хорошо знакомым текстом. Дети делятся на группы. Каждая группа должна показать произведение с помощью разных театрализованных инсценировок (кукольный театр, дети-актеры и т.д.)
Творческие театрализованные игры:
Игра «Как вести себя на улице».
Цель. Познакомить детей с правилами поведения на улице. Развивать фантазию, воображение, учить применять личный опыт в игровых ситуациях.
Персонажи. Ведущий, светофор, водители, прохожие, Незнайка, зайка, клоун.
Ход игры. Дети договариваются, кто за какие персонажи будет действовать. Ведущий (в первой игре это взрослый, а в повторных - ребенок) читает стихи о правилах уличного движения. Дети перемещают фигурки соответственно тексту. Вначале можно загадать загадки. Следом за отгадкой появляется машина. Когда все автомобили будут выставлены, создаем иллюзию движения (можно дать водителям в руки рули). Дети тихонько подражают рокоту машин, едут по кругу вокруг стола, на котором разыгрывается действие. Ведущий начинает читать стихотворение О. Бекарева "Азбука безопасности". Дети решают в проблемные ситуации на дороге. Дети повторяют правила дорожного движения.
Игры – этюды.
Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.
Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).
Игра «Красная шапочка», по мотивам сказки Ш. Перро
Цель. Воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях, готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению ее сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей.
Ход игры. Сообщаем детям, что к ним пришла в гости сказка, распределяем роли. Для этого можно предложить им изображать деревья, цветы, грибы, ягоды в лесу или же птиц, бабочек, жуков, стрекоз и т. д. Тот, кто выбрал себе роль обитателя леса, дома учит наизусть загадку или стихотворение про это животное или растение. Разыгрываем сказку по ролям по знакомому сюжету. Готовясь к повторным играм, продумайте и обсудите с ребятами новые варианты разыгрывания всех сцен. Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей.
Игра «Словесный портрет».
Цель. Развивать воображение, тренировать память, коммуникативные навыки.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети, наряженные в костюмы сказочных героев, идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ – Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (как выглядит, как зовут героя, которого изображает) названного ребенка.
Полезная информация:
Система воспитания подрастающего поколения
Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема "город-деревня", и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом неустойчивость ...
Понятие творческого мышления
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности ...
Самооценка школьника и оценка ею родителями
Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ...