Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Страница 2

Остановимся на нескольких из многих возможных вариантов подобных уроков.

Первый вариант

В кратком вступительном слове учитель отмечает исключительную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный вопрос: "Чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет её неувядаемой красоты и величия?" Выслушав несколько ответов учащихся, учитель поддерживает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы.

А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения.

После короткой беседы учитель читает наизусть стихотворение "Цветок засохший, безуханный" или "Эхо" и в краткой характеристике стихотворения ведёт учащихся к мысли Белинского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действительности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и уходят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели.

Второй вариант.

Задача его в основном та же - возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатления от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, диапозитивы "Пушкинский заповедник", так называемая "воображаемая" экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением стихов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием: подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений.

Третий вариант.

Заранее подготовленные во внеурочное время ученики выступают с чтением отрывков из сказок, поэм, "Евгения Онегина", небольших фрагментов из "Бориса Годунова" или "маленьких трагедий", из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэта. Если двое или трое учащихся читают одно и то же стихотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логическое ударение, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше.

Четвёртый вариант.

Непосредственное художественное воздействие изучаемых произведений на школьников должно постоянно поддерживаться учителем. Это воздействие тем сильнее, чем глубже в содержание и форму проникает мысль учащихся. Научный анализ должен углублять художественное восприятие. При изучении больших тем (как тема "А.С. Пушкин - родоначальник русской национальной литературы") возможны отдельные уроки, посвященные художественному восприятию. Например, изучение лирики Пушкина заключается специальным уроком, на котором небольшие сообщения восьмиклассников о мотивах лирики поэта или о наиболее характерных идейных и художественных достоинствах ее сопровождаются подготовленным, продуманным чтением, основанным на предварительном анализе избранных стихов. На уроке может быть прослушано в записи (проигрыватель, магнитофон) чтение одних и тех же стихов разными исполнителями (артистами, мастерами художественного слова) с их сравнительной оценкой. Могут быть прослушаны и романсы на слова Пушкина. При этом главная задача урока - активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся. Аналогичным образом могут быть построены уроки в процессе изучения романа "Евгений Онегин".

Пятый вариант.

Урок художественного чтения, или, как иногда его называют, урок-концерт. Последний термин отражает сущность такого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествующего их изучения и что главная задача: художественное восприятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин "концерт" несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к прочитанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чтения; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...

Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы учащихся
Часто учителя жалуются на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительны. Одно из объяснений подобного явления – то, что в классе учитель является центральной фигурой, а ученики, даже изначально мотивированные ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru