Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Страница 2

Остановимся на нескольких из многих возможных вариантов подобных уроков.

Первый вариант

В кратком вступительном слове учитель отмечает исключительную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный вопрос: "Чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет её неувядаемой красоты и величия?" Выслушав несколько ответов учащихся, учитель поддерживает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы.

А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения.

После короткой беседы учитель читает наизусть стихотворение "Цветок засохший, безуханный" или "Эхо" и в краткой характеристике стихотворения ведёт учащихся к мысли Белинского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действительности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и уходят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели.

Второй вариант.

Задача его в основном та же - возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатления от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, диапозитивы "Пушкинский заповедник", так называемая "воображаемая" экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением стихов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием: подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений.

Третий вариант.

Заранее подготовленные во внеурочное время ученики выступают с чтением отрывков из сказок, поэм, "Евгения Онегина", небольших фрагментов из "Бориса Годунова" или "маленьких трагедий", из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэта. Если двое или трое учащихся читают одно и то же стихотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логическое ударение, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше.

Четвёртый вариант.

Непосредственное художественное воздействие изучаемых произведений на школьников должно постоянно поддерживаться учителем. Это воздействие тем сильнее, чем глубже в содержание и форму проникает мысль учащихся. Научный анализ должен углублять художественное восприятие. При изучении больших тем (как тема "А.С. Пушкин - родоначальник русской национальной литературы") возможны отдельные уроки, посвященные художественному восприятию. Например, изучение лирики Пушкина заключается специальным уроком, на котором небольшие сообщения восьмиклассников о мотивах лирики поэта или о наиболее характерных идейных и художественных достоинствах ее сопровождаются подготовленным, продуманным чтением, основанным на предварительном анализе избранных стихов. На уроке может быть прослушано в записи (проигрыватель, магнитофон) чтение одних и тех же стихов разными исполнителями (артистами, мастерами художественного слова) с их сравнительной оценкой. Могут быть прослушаны и романсы на слова Пушкина. При этом главная задача урока - активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся. Аналогичным образом могут быть построены уроки в процессе изучения романа "Евгений Онегин".

Пятый вариант.

Урок художественного чтения, или, как иногда его называют, урок-концерт. Последний термин отражает сущность такого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествующего их изучения и что главная задача: художественное восприятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин "концерт" несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к прочитанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чтения; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся
Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности Эмоции, появляющиеся вслед за акту ...

Лабораторные работы, их роль в учебном процессе
Лабораторные работы играют большую роль в учебном процессе по многим фундаментальным, общеинженерным и специальным дисциплинам, которые изучаются в высших и средних учебных заведениях. Они являются одной из форм учебных занятий и одним из практических методов обучения, в котором учебные цели достиг ...

Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Остановимся подробно на технологии работы над сочинением. Виды ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru