Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Страница 4

Но необходима и непосредственная самостоятельная работа над текстом стихотворения или эпизода большого произведения, когда ученик должен освоить, понять, уяснить смысл текста, его художественную силу и законченность. Урок проводится по заданиям из двух-трех вопросов, на которые надо ответить письменно или устно. Обычно дается несколько вариантов заданий. Учащиеся работают весь урок или часть его (20-25 минут), после чего устно выясняются наиболее затруднившие их вопросы, а письменные ответы, просмотренные учителем, возвращаются на следующем уроке.

На уроках обучения анализу можно использовать задания по сравнению различных вариантов текста, продемонстрировать очень интересный фильм "Рукописи Пушкина", вводящий зрителей в процесс творчества поэта.

В качестве одного из вариантов урока обучающего анализа можно указать на урок, показывающий, как подобрать материал из текста произведения той или иной темы. Например: подобрать текстовый материал, показывающий, изменились ли Онегин и Татьяна и в чем от первых глав романа до восьмой; подобрать материал о роли пейзажа в романе; подобрать материал, характеризующий автора романа.

Третий вариант.

Конечно, это тоже обучающий урок (других в школе не может быть), но он базируется на уже приобретенных умениях учащихся, которым предлагается самостоятельно оценить не разбиравшееся в классе произведение или эпизод из большого произведения. При изучении темы "А.С. Пушкин" это может быть самостоятельный анализ отдельных строф "Евгения Онегина", стихотворения, или поэмы, или сцены из "Бориса Годунова", из "маленьких трагедий", из "Повестей Белкина". Ученики должны показать умение внимательно читать текст, сопоставлять, размышлять, приходить к самостоятельным выводам, высказать свои суждения. Это могут быть разборы прочитанных произведений по русской литературе и в 9, а особенно в 10-11 классах, самостоятельные отзывы - анализы театральных постановок, кинокартин, телепостановок и пр. На этом уроке в значительной мере используется исследовательский метод.

Уроки, обобщающие изучение произведений

Всякое обобщение возможно лишь тогда, когда есть достаточный фактический материал. Именно о собирании и анализе фактического материала шла речь выше. Обобщение бросает новый свет на собранные факты, иногда их приходится переоценивать. Обобщающие уроки требуют развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами. В ответах учащихся, их сочинениях постоянно встречаются ошибки в обобщениях: широкий вывод на основе частного факта, неумение проанализировать факты, сопоставить их, идти от частных выводов к общим. Поэтому обобщающие уроки важны не только для того, чтобы привести в систему разрозненные наблюдения и выводы, но и для того, чтобы учить мыслить правильно. Приведем несколько вариантов обобщающих уроков.

Первый вариант.

Урок-диспут. Уже в работе над текстом может возникнуть у школьников или выдвигается учителем проблема, для решения которой нужен доказательный материал. "Урок-диспут невозможен, бессмыслен без необходимого количества ранее приобретенных конкретных знаний, без накопления учащимися некоторого жизненного опыта". Только тогда, когда учащимися проявлен большой интерес к проблеме, когда определились разные точки зрения, имеется аргументация, можно проводить урок-диспут, причем учитель умело руководит спором, требуя от выступающих не только доказательства своей точки зрения, но и умелой полемики с "противниками". Заключение учителя должно быть убедительным, идейно четким. Важно убедить учеников, а не подавлять авторитетом или тем более различного вида "взысканиями".

Урок-диспут проводится с использованием телепередач, учебных фильмов или мультимедиаматериалов (например, разная трактовка артистами образов Чацкого и Молчалина, Луки и Сатина и др.).

Второй вариант.

Обобщение может проводиться на основе докладов учащихся, например докладов о цикле стихов Пушкина о поэте и поэзии (при обстоятельном предварительном анализе "Пророка", "Я памятник себе воздвиг…"), о цикле общественно-политической лирики (при обстоятельном анализе "Анчара"), о цикле стихов о любви (при обстоятельном анализе стихотворения "Я помню чудное мгновенье…") и др. Возможны доклады учеников о связи литературы с другими видами искусства - живописью, музыкой, кино, театром - с использованием иллюстраций, технических средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Влияние психофизической тренировки на детей с лёгкой умственной отсталостью
Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у мл ...

Систематика для классификации образовательных целей
Формулировки для разработки конкретных целей должны быть стандартизированы и классифицированы. Знания и умения учащихся следует описывать терминами, подлежащими измерению. Формулировка конкретной цели включает: аспект, касающийся поведения обучаемого; аспект, касающийся содержания; в некоторых случ ...

Основные положения организации свободного времени
Организуя своё свободное время, следует руководствоваться тремя основными положениями. Во-первых, должна быть направленность в освоении свободного времени. Каждый человек в определённые периоды своей жизни на первый план выдвигает те или иные устремления и желания, которые являются жизненными целям ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru