Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Образование и воспитание » Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Тема данного педагогического проекта «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот второго года жизни». Выбор этой темы обусловлен её особенной актуальностью в современных условиях. Дело в том, что сегодня в России 573 тыс. детей-сирот. Сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс. детей, 745 дет­ских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нужда­ющихся в опеке. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Прези­денте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали — необходимы уст­роенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка. Проблемой развития речи в раннем возрасте занимались М.И.Лисина, А.В.Запорожец, В.И.Лубовский, А.Г.Рузская, Л.В.Лидак, Н.М.Аксарина, Е.И.Радина и другие. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их дальнейшего личностного становления. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике ранней педагогики и психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.

В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить жизнь ребенка в доме ребенка. Одним из таких средств является игровая деятельность.

Игра и действие с предметами—ведущие виды деятельности детей 2-го года жизни. Характер и содержание деятельности являются объективными показателями умственного развития ребенка. Но, кроме того, малюткам нравятся дидактические игры, которые способны увлечь малышей, познакомить с новыми предметами, дают возможность общения со взрослыми. В дидактической игре ребенок познает мир, знакомится со свойствами пред­метов, при этом он много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображе­ние, память, мышление ребенка, развиваются такие важные качест­ва, как активность, стремление самостоятельно решить игровые задачи.

Во время дидактических игр у детей складываются положительные взаимоотношения и со взрослыми. Они тянутся к тем взрослым, которые с ними занимаются, играют. У ребенка возникают эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети быстро перенимают характер отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять к нему такое же отношение. Уже на 2-м году жизни дети чутко прислушиваются к оценке их деятельности воспитателем и ориентируются на нее.

Цель педагогического проекта: спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.

Объект исследования: процесс развития речи.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития речи у детей второго года жизни.

Задачи:

Провести систематизацию и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

Выявить возрастные и характерологические особенности детей-сирот раннего возраста.

Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми второго года жизни.

Провести диагностику уровня развития речи детей второго года жизни.

Гипотеза: возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.

Исследование проводилось на базе дома ребенка № 3 г.Н.Тагила, в группе детей второго года жизни.

Методологическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального и педагогического опыта; опытно-экспериментальные методы исследования: психолого-педагогическое проектирование.

Полезная информация:

Функции образования
В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение е ...

Учебная деятельность младшего школьника
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не ...

Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru