Исследование объема и качества пассивного и активного словаря.
1. Исследование пассивного словаря.
Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря.
Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: "Из предложенных картинок найди и покажи . ".
Материал: предметные и сюжетные картинки
Существительные.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен.
Дикие животные: волк, рысь, олень, кабан, еж, заяц, медведь, лиса.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, соловей, ласточка.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка.
Инструменты: топор, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска.
Одежда: майка, штаны, плащ, юбка, кофта.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, сковорода, кастрюля. Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель.
Рыбы: щука, лещ.
Семья: бабушка, дедушка, мама, папа.
Транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, самолет.
Учебные принадлежности: портфель, тетрадь, ручка, карандаш.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, персик.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег.
Ягоды: клубника, малина, смородина, черника.
Прилагательные.
Величина: большой, средний, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый.
Сила: сильный, слабый.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный. Ширина: широкий, узкий.
Глаголы: бегает, стоит, летает, сидит, идет, едет, играет, рубит, стирает, причесывается, варит, ест, подметает, гладит, шьет, моет, рисует, копает, пилит.
Оценка результатов:
4 балла - знает от 148 - до 185 слов
3 балла - знает от 110 - до 147 слов
2 балла - знает от 72 - до 109 слов
1 балл - знает от 34 - до 71 слова
0 баллов - меньше 33 слов или отказывается от выполнения задания
2. Исследование активного словаря.
Цель: Исследовать объем и качество активного словаря.
Процедура: Логопед даёт ребенку инструкцию: "Я буду показывать картинки, а ты их правильно называй".
Материал: предметные и сюжетные картинки
Существительные.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: утро, день, вечер, ночь.
Головные уборы: платок, шапка.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен.
Дикие животные: волк, рысь, лось, олень, кабан, еж, заяц.
Полезная информация:
Обогащения словаря учащихся осуществляется при изучении грамматики в
процессе работы над текстом на занятиях чтения
Начальным материалом на занятии чтения служит литературное произведение. Труд над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его смыслм, а также над образной и чувствительной стороной слова осуществляется основным образом путём слежения за языком произведения и в процессе смыслового ...
Преобразование подобия плоскости. Гомотетия плоскости
Определение. Пусть имеются две прямоугольные декартовые системы координат Oij и O/i/j/, при этом |i/|=|j/|=k|i|=k|j|=k (k>0). Тогда преобразование плоскости, которое каждой точки М с координатами (x, y) относительно O/i/j/ ставит в соответствии точку М' с теми же координатами (x, y), но относите ...
Проблема интеграции учебных дисциплин в образовании
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К.Крупской, П.П.Блонским, М.М.Пистраком, А.Г.Калашниковым, Н.К.Гончаровым, С.М.Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам политехнич ...