Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста

Образование и воспитание » Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни » Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста

Страница 1

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо­вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

В то время, как в зарубежной психологии игра трактова­лась как деятельность по природе инстинктивно-биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные по­давленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давле­нием общества, антагонистически настроенного по отношению к ребенку (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд, Н. Стой и др.) в отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхожде­нию, по содержанию и по структуре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Игра социальна по своему происхождению в социогенезе и онтогенезе, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д.Б. Эльконина, мотивам и функциям. Игра — это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно челове­ческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми.

По мнению Л.С. Выготского, игра представляет собой "иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций" и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аф­фектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которые пока еще не могут найти своего выражения в силу особенностей пси­хического развития ребенка и сохранения прежней тенденции к немедленной реализации желаний.

Д.Б. Эльконин подчеркивает значение социальных мотивов ребенка, реализующих желание ре­бенка жить совместной жизнью со взрослыми и указывает на то, что ролевая игра возникает в социогенезе на определенном этапе исторического развития общества, когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворе­ны. Таким образом, игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным раз­витие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых категорий отношения ребенка к действительности.

Дидактические игры, как и результативные, занимают проме­жуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной дея­тельностью. Отличительная черта дидактических игр — постанов­ка и реализация учебных задач, как формирования способов дей­ствий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового кон­текста и смысла деятельности.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на пси­хическое развитие ребенка:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы;

преодоление познавательного "эгоцентризма" ребенка;

развитие идеального плана;

развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориенти­ровки является формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремле­ние к социально-значимой и социально-оцениваемой деятельнос­ти, и мотив занять новую социальную позицию (Л.И. Божович).

В игре форми­руется первичное соподчинение мотивов, формируются "волевые мотивы" (Л.С. Выготский). Л.С. Выготский считал, что сознатель­ный выбор, волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, отрыва от наглядной ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, со­здает определенные условия для начала иерархизации мотивов.

Возможности преодоления познавательного "эгоцентризма" (Ж. Пиаже) как невозможности соотнесения собственной познавательной позиции с другими возможными позициями, обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения — необходимостью учета позиций в соот­ветствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью и ролью партнера, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партне­ра по игре.

Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формирований опосредствования и, тем самым, в коренном пре­образовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о за­кономерностях функционального развития деятельности,.рассмат­ривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протя­жении дошкольного детства практику поэтапной отработки ум­ственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности проявления нарушений в письменной речи у детей воспитывающихся в детских домах и у детей общеобразовательных школ
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Важнейшими факторами развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступают неречевая деятельность ...

Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru