Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста

Образование и воспитание » Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни » Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста

Страница 1

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо­вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

В то время, как в зарубежной психологии игра трактова­лась как деятельность по природе инстинктивно-биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные по­давленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давле­нием общества, антагонистически настроенного по отношению к ребенку (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд, Н. Стой и др.) в отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхожде­нию, по содержанию и по структуре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Игра социальна по своему происхождению в социогенезе и онтогенезе, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д.Б. Эльконина, мотивам и функциям. Игра — это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно челове­ческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми.

По мнению Л.С. Выготского, игра представляет собой "иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций" и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аф­фектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которые пока еще не могут найти своего выражения в силу особенностей пси­хического развития ребенка и сохранения прежней тенденции к немедленной реализации желаний.

Д.Б. Эльконин подчеркивает значение социальных мотивов ребенка, реализующих желание ре­бенка жить совместной жизнью со взрослыми и указывает на то, что ролевая игра возникает в социогенезе на определенном этапе исторического развития общества, когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворе­ны. Таким образом, игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным раз­витие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых категорий отношения ребенка к действительности.

Дидактические игры, как и результативные, занимают проме­жуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной дея­тельностью. Отличительная черта дидактических игр — постанов­ка и реализация учебных задач, как формирования способов дей­ствий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового кон­текста и смысла деятельности.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на пси­хическое развитие ребенка:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы;

преодоление познавательного "эгоцентризма" ребенка;

развитие идеального плана;

развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориенти­ровки является формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремле­ние к социально-значимой и социально-оцениваемой деятельнос­ти, и мотив занять новую социальную позицию (Л.И. Божович).

В игре форми­руется первичное соподчинение мотивов, формируются "волевые мотивы" (Л.С. Выготский). Л.С. Выготский считал, что сознатель­ный выбор, волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, отрыва от наглядной ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, со­здает определенные условия для начала иерархизации мотивов.

Возможности преодоления познавательного "эгоцентризма" (Ж. Пиаже) как невозможности соотнесения собственной познавательной позиции с другими возможными позициями, обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения — необходимостью учета позиций в соот­ветствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью и ролью партнера, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партне­ра по игре.

Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формирований опосредствования и, тем самым, в коренном пре­образовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о за­кономерностях функционального развития деятельности,.рассмат­ривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протя­жении дошкольного детства практику поэтапной отработки ум­ственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык»
Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» на наш взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности учащихся, включающим в себя успеваемость по предмету. Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степен ...

Понятие о непроизвольной памяти
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, ...

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru