Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалистов в металлургическом техникуме

Образование и воспитание » Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалистов в металлургическом техникуме

Актуальность работы определяется основными направлениями модернизации современного образования, новыми, выдвинутыми временем, требованиями к профессиональной подготовке выпускников среднего профессионального учебного заведения, важнейшим из компонентов которых является профессиональная мобильность будущего специалиста. Это подтверждается государственными образовательными стандартами, определяющими требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профессиональных учебных заведений; «Программой стратегического развития России на 2001- 2010 годы»; «Федеральной программой развития образования на 2006 - 2011годы», в которой нашли отражение и программные цели ЮНЕСКО; «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», где отмечается, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, профессионально мобильного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту.

Поиск инновационных технологий, направленных на модернизацию образования, сближение российской системы среднего профессионального образования с объединенными Болонской декларацией системами образования европейских стран привели к необходимости изучения накопленного в этих системах опыта формирования профессиональной мобильности. При этом необходимо проанализировать целесообразность возможного использования европейского опыта в условиях российского профессионального образования, основываясь на сопоставлении общего, особенного и специфичного в европейской и российской практике формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

Особое внимание обращают на себя успехи «обучения, ориентированного на профессиональную индивидуальную деятельность», или «личностно-ориентированного обучения», реализуемого в системе профессионального образования Германии, являющейся одним из основных экономических партнеров России. Личностно-ориентированное обучение способствует формированию таких составляющих профессиональной мобильности специалистов, как способность к рефлексии личностного уровня профессионализма, к объективной оценке степени происходящих в профессиональной деятельности изменений и соответствующих изменений профессионально важных личностных качеств; готовность будущего специалиста к преобразованию себя и окружающей образовательной среды в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; способность проектировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать свое развитие, свободно принимать решения в ситуации выбора. Опыт личностно-ориентированного обучения представляет особый интерес для российской системы профессионального образования еще и потому, что он не противоречит российскому опыту реализации личностного подхода, который остается одним из главных в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Разработке проблемы формирования профессиональной мобильности в процессе профессионального образования посвящено немало исследований. Еще в 60-е г. XX в. С.Я. Батышев, один из патриархов российской педагогики профессионального образования, рассматривал в своих трудах проблему подготовки профессионально мобильных специалистов. Система основных ориентиров для понимания и исследования рассматриваемого феномена была во многом определена научными трудами В.П. Беспалько, П.Ф. Кубрушко, Б.Т. Лихачева, И.И. Пидкасистого и др.

Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня немного исследований, раскрывающих сущностные основания организации процесса личностно-ориентированного обучения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов – студентов российских профессиональных учебных заведений, особенно профессионально-технических учебных заведений, выпускники которых оказывают непосредственное влияние на формирование профессиональной мобильности работников производственной и экономической сферы деятельности в России. Мало изучены условия, принципы организации, закономерности построения структуры и содержания данного процесса с учетом особенностей развития российской системы среднего профессионального образования и социально-экономической ситуации в России.

Анализ теории и практики образовательной деятельности в российских профессиональных учебных заведениях, в том числе в профессионально-технических, свидетельствует о том, что подходы к решению проблемы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста еще недостаточно систематизированы. Их поиск и реализация зачастую осуществляются на основе интуиции преподавателей средней профессиональной школы, без опоры на научные обоснования.

Комплексный анализ перспектив организации процесса личностно-ориентированного обучения как средства формирования профессиональной мобильности студентов средних профессиональных учебных заведений, а также осмысление известных научных публикаций по данной теме позволил выделить ряд противоречий:

между потребностью общества в профессионально мобильных специалистах и работниках производственной сферы, с одной стороны, и недостаточной готовностью преподавателей и педагогов профессионального обучения, работающих в российской системе профессионального образования, к организации педагогической работы по формированию профессиональной мобильности будущих специалистов, с другой стороны;

между необходимостью подготовки мобильных кадров, способных организовать работу по формированию профессиональной мобильности в образовательном процессе учреждений профессионального образования, и недостаточным научным обоснованием организации образовательного процесса их подготовки в данном аспекте;

между необходимостью совершенствования процесса подготовки в мобильных специалистов в среднем специальном учебном заведении, и недостаточной изученностью условий, принципов, содержания и методов реализации в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

На основании анализа актуальности и выявленных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании условий, содержания, технологий и методов реализации профессионального обучения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза.

Обозначенная проблема, важность ее научно-теоретического обоснования и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе подготовки специалистов в среднем профессиональном учебном заведении».

Цель исследования - выявление, определение и обоснование теоретических и технологических основ организации процесса формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в условиях профессионального обучения.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс среднего профессионального учебного заведения.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной мобильности студентов в современных условиях.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование профессиональной мобильности студентов будет эффективным при выполнении следующих условий:

теоретическое моделирование и включение в содержание личностно-ориентированного обучения профессионально ориентированных ситуаций, предполагающих развитие у студентов готовности к осознанию и принятию различных функций и ролей образовательного процесса, способности адаптироваться к профессиональным условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях;

организация педагогической системы в профессиональном учебном заведении личностно-ориентированной образовательной среды, направленной на формирование у будущих специалистов способности приводить в соответствие с установками и потребностями общества уровень своих социальных и профессиональных качеств, на обеспечение их активной жизненной позиции.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты формирования профессиональной мобильности в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения.

2. Выявить и определить сущность, содержание и структуру личностно ориентированного обучения в аспекте его влияния на формирование профессиональной мобильности будущих специалистов.

3. Обосновать концепцию формирования профессиональной мобильности студентов в условиях личностно-ориентированного обучения.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ практической деятельности профессионального образовательного учреждения; моделирование образовательного процесса; педагогическое наблюдение за процессом реализации личностно-ориентированного обучения студентов; анкетирование; тестирование; методы математической статистики для обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Применительно к условиям профессионального образования дана сущностная характеристика профессионального обучения, которое рассматривается как процесс, направленный на формирование и развитие у будущих специалистов способности достигать соответствия своих социальных и профессиональных качеств установкам и потребностям общества.

2. Выявлена и обоснована возможность формирования профессиональной мобильности студентов в процессе обучения в специально организованных профессионально ориентированных ситуациях, предполагающих развитие у студентов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.

3. Разработана педагогическая технология формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе обучения на основе использования интерактивных форм и методов обучения и организации профессионально-ориентированных ситуаций.

4. Обоснована необходимость организации образовательной среды, направленной на развитие у будущих специалистов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

расширено понимание профессионального обучения как базового компонента современного профессионального образования, направленного на формирование профессиональной мобильности будущего специалиста, развитие у него способности гибкого реагирования, преобразования себя и окружающей профессиональной и социокультурной среды;

определена структура образовательной среды, обеспечивающей реализацию профессионально-ориентированных ситуаций в условиях профессионального учебного заведения;

выделены уровни сформированности профессиональной мобильности будущих специалистов и критерии оценки их

Ключевым условием усиления экономической роли России и повышения ее благосостояния является обеспечение роста конкурентоспособности страны. Главным преимуществом высокоразвитой страны является формирование ее человеческого потенциала, во многом определяющееся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в ближней и дальней перспективе.

Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России определяется во многом созданием условий для подготовки в учреждениях профессионального образования конкурентоспособных специалистов для различных сфер производственной деятельности. Важнейшей задачей в подготовке такого специалиста является обеспечение в образовательном процессе условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста, его профессиональной самостоятельности и социальной коммуникативности.

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования должно стать приведение содержания профессионального образования и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества, экономики и личности, что потребует создания условий и их обеспечения для подготовки социально ориентированного и конкурентоспособного специалиста.

Среднее профессиональное образование имеет большие возможности для подготовки квалифицированных, практикоориентированных специалистов, обладающих многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства. В связи с этим в последнее время возрастает занятость специалистов со средним профессиональным образованием, что отмечалось в докладах Европейского фонда образования и Совета Европы, посвященных профессиональному образованию в Центральной и Восточной Европе.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности. Важным концептуальным положением обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого - обеспечение качества подготовки специалистов.

Российское образование перешло на Государственные стандарты, что требует совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, глубоко знающего свою профессию и легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, и педагогически компетентного. На современном предприятии нужен специалист эрудированный, свободно и критически мыслящий, готовый к исследовательской работе, к реализации личностного подхода в проектировании стратегии собственного профессионально-личностного становления, способный самоактуализироваться в своей профессиональной деятельности, обрести профессиональную мобильность, личностный авторитет и статус.

В новом Образовательном стандарте, среди прочих требований к специалисту-менеджеру отмечается способность эффективно управлять коллективом сотрудников предприятия, что предполагает владение профессиональной мобильностью. Будущий руководитель трудового коллектива призван выполнять среди множества функций также и воспитательную.

Наблюдения работников руководящего звена (структурных подразделений) предприятий и организаций показывают, что на многих предприятиях проявляется стереотипность в решении коммуникативно-производственных и профессиональных ситуаций, что определяет отсутствие у работников предприятий стремления к профессиональному и личностному совершенствованию, достижению более высоких результатов в труде, а также обусловливает текучесть кадров на предприятиях. Профессиональная мобильность работников большинства предприятий находится на низком уровне. Они испытывают трудности при инициировании и поддержании общения, аргументировании собственных позиций в решении коммуникативно-производственных ситуаций, не способны корректировать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, прислушаться к мнению коллег, адекватно оценивать собственное участие в совместной работе. Поиск причин такого состояния позволил нам обратиться к анализу подготовки менеджеров в техникуме.

В психолого-педагогической литературе понятие «мобильность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Полезная информация:

Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии
Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­т ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Принцип наглядности
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следую ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru