Полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и
достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет
интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики. Все сказанное выше определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль ДОУ в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Определить условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Вывить роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников.
Разработать программу формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
База и этапы исследования: МДОУ – д/с № 7 пос. Саргазы
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – проведение экспериментального исследования по определению эффективности программы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
Третий этап – обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Практическая значимость работы: предложенная программа может быть использована в методической работе типового ДОУ, в деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Полезная информация:
Основы технологии игровых форм обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...
Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во в ...
Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования
Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других. Осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфически ...