Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Образование и воспитание » Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Страница 1

Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педагогических исследований разработана технология проблемного обучения, которая является научной, современной, применимой в классах любого уровня.

Особенно актуально использование проблемного обучения становится в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируются ключевые компетенции учащихся.

Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:

1. Актуализация знаний.

2.Постановка проблемы

3. Поиск решения

4. Выражение решения

5. Реализация продукта

6. Рефлексия

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.

Как же формируются базовые компетенции учащихся в технологии проблемного обучения? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

С вашим участием рассмотрим приёмы формирования компетенций на примере урока русского языка.

1этап урока. Актуализация знаний

Прочитайте слова: аллея, страна, Россия, армия.

Что скажете о слова? (1 склонение)

Какие окончания у имён существительных 1 склонения в П.п?

В Д.п.?

Составьте словосочетания со словами, употребив их в П.п.

О аллее, о стране, о Росси? , о арми?

(Дети назовут во всех словах окончание Е).

2 этап урока. Постановка проблемы

Прочитайте предложения.

· О моей стране написано много стихотворений.

· О моей России написано много стихотворений.

Что заметили?

Создана проблемная ситуация с удивлением. В слове России почему-то окончание И, а должно быть Е.

Необходимо чётко обозначить проблему, зафиксировать её.

Какое противоречие заметили? Какая проблема возникла?

Дети: - Почему в сущ. 1 скл. в окончании П.п написано И?

Какие базовые компетенции формировались на данных этапах урока?

Целостно – смысловые компетенции:

Ученик поставлен в ситуацию выбора цели и смысла для своих последующих действий и поступков. Он должен будет принять какое-то решение для выхода из возникшей ситуации. От данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Динамика сформированности уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о социальной действительности
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент. Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. В данном эксперименте диагностир ...

Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происхо ...

Третий закон Ньютона
Изучение третьего закона Ньютона начинают с повторения опытов по взаимодействию тел (см. рис. 5), обращая внимание при этом на то, что каждое из тел действует на другое с некоторой силой. После этого следует еще раз рассмотреть взаимодействие двух тел при их вращательном движении (см, рис. 9) и зап ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru