Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педагогических исследований разработана технология проблемного обучения, которая является научной, современной, применимой в классах любого уровня.
Особенно актуально использование проблемного обучения становится в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируются ключевые компетенции учащихся.
Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:
1. Актуализация знаний.
2.Постановка проблемы
3. Поиск решения
4. Выражение решения
5. Реализация продукта
6. Рефлексия
Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.
Как же формируются базовые компетенции учащихся в технологии проблемного обучения? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.
С вашим участием рассмотрим приёмы формирования компетенций на примере урока русского языка.
1этап урока. Актуализация знаний
Прочитайте слова: аллея, страна, Россия, армия.
Что скажете о слова? (1 склонение)
Какие окончания у имён существительных 1 склонения в П.п?
В Д.п.?
Составьте словосочетания со словами, употребив их в П.п.
О аллее, о стране, о Росси? , о арми?
(Дети назовут во всех словах окончание Е).
2 этап урока. Постановка проблемы
Прочитайте предложения.
· О моей стране написано много стихотворений.
· О моей России написано много стихотворений.
Что заметили?
Создана проблемная ситуация с удивлением. В слове России почему-то окончание И, а должно быть Е.
Необходимо чётко обозначить проблему, зафиксировать её.
Какое противоречие заметили? Какая проблема возникла?
Дети: - Почему в сущ. 1 скл. в окончании П.п написано И?
Какие базовые компетенции формировались на данных этапах урока?
Целостно – смысловые компетенции:
Ученик поставлен в ситуацию выбора цели и смысла для своих последующих действий и поступков. Он должен будет принять какое-то решение для выхода из возникшей ситуации. От данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Полезная информация:
Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...
Урок как форма
организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...
Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...