Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Образование и воспитание » Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Страница 1

Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педагогических исследований разработана технология проблемного обучения, которая является научной, современной, применимой в классах любого уровня.

Особенно актуально использование проблемного обучения становится в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируются ключевые компетенции учащихся.

Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:

1. Актуализация знаний.

2.Постановка проблемы

3. Поиск решения

4. Выражение решения

5. Реализация продукта

6. Рефлексия

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.

Как же формируются базовые компетенции учащихся в технологии проблемного обучения? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

С вашим участием рассмотрим приёмы формирования компетенций на примере урока русского языка.

1этап урока. Актуализация знаний

Прочитайте слова: аллея, страна, Россия, армия.

Что скажете о слова? (1 склонение)

Какие окончания у имён существительных 1 склонения в П.п?

В Д.п.?

Составьте словосочетания со словами, употребив их в П.п.

О аллее, о стране, о Росси? , о арми?

(Дети назовут во всех словах окончание Е).

2 этап урока. Постановка проблемы

Прочитайте предложения.

· О моей стране написано много стихотворений.

· О моей России написано много стихотворений.

Что заметили?

Создана проблемная ситуация с удивлением. В слове России почему-то окончание И, а должно быть Е.

Необходимо чётко обозначить проблему, зафиксировать её.

Какое противоречие заметили? Какая проблема возникла?

Дети: - Почему в сущ. 1 скл. в окончании П.п написано И?

Какие базовые компетенции формировались на данных этапах урока?

Целостно – смысловые компетенции:

Ученик поставлен в ситуацию выбора цели и смысла для своих последующих действий и поступков. Он должен будет принять какое-то решение для выхода из возникшей ситуации. От данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...

Последствия наркомании: психическая и физическая зависимость
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. Вся жизнь и мысли таких людей сконцентрированы на наркотиках - на ...

Теоретические аспекты обучения счету детей среднего дошкольного возраста
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru