Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Образование и воспитание » Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения

Страница 1

Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педагогических исследований разработана технология проблемного обучения, которая является научной, современной, применимой в классах любого уровня.

Особенно актуально использование проблемного обучения становится в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируются ключевые компетенции учащихся.

Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:

1. Актуализация знаний.

2.Постановка проблемы

3. Поиск решения

4. Выражение решения

5. Реализация продукта

6. Рефлексия

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.

Как же формируются базовые компетенции учащихся в технологии проблемного обучения? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

С вашим участием рассмотрим приёмы формирования компетенций на примере урока русского языка.

1этап урока. Актуализация знаний

Прочитайте слова: аллея, страна, Россия, армия.

Что скажете о слова? (1 склонение)

Какие окончания у имён существительных 1 склонения в П.п?

В Д.п.?

Составьте словосочетания со словами, употребив их в П.п.

О аллее, о стране, о Росси? , о арми?

(Дети назовут во всех словах окончание Е).

2 этап урока. Постановка проблемы

Прочитайте предложения.

· О моей стране написано много стихотворений.

· О моей России написано много стихотворений.

Что заметили?

Создана проблемная ситуация с удивлением. В слове России почему-то окончание И, а должно быть Е.

Необходимо чётко обозначить проблему, зафиксировать её.

Какое противоречие заметили? Какая проблема возникла?

Дети: - Почему в сущ. 1 скл. в окончании П.п написано И?

Какие базовые компетенции формировались на данных этапах урока?

Целостно – смысловые компетенции:

Ученик поставлен в ситуацию выбора цели и смысла для своих последующих действий и поступков. Он должен будет принять какое-то решение для выхода из возникшей ситуации. От данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Задачи дифференцированного обучения
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и у ...

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым - возраст 6-7 лет - является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в ...

Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru