Формы и методы обучения графике

Страница 1

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.

На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.

Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.

Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы: 1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают; 2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму; 3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения; 4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения; 5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.

Е. И. Перовскому и Д. О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают: 1. словесными; 2. наглядными; 3. практическими.

Наиболее практичной признана разработанная Ю. К. Бабанским организационная классификация, выделяющая: 1. методы организации учебно-познавательной деятельности; 2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; 3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся: 1 Методы получения новых знаний:

вербальные методы:

- рассказ; - объяснение; - лекция; - беседа.

наглядные методы:

- иллюстрация;

- демонстрация.

Содержание учебного материала курса графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности обучении велики.

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому

предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности

усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые учащиеся могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из приведенных выше определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная о ...

Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во в ...

Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru