Формы и методы обучения графике

Страница 1

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.

На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.

Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.

Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы: 1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают; 2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму; 3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения; 4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения; 5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.

Е. И. Перовскому и Д. О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают: 1. словесными; 2. наглядными; 3. практическими.

Наиболее практичной признана разработанная Ю. К. Бабанским организационная классификация, выделяющая: 1. методы организации учебно-познавательной деятельности; 2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; 3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся: 1 Методы получения новых знаний:

вербальные методы:

- рассказ; - объяснение; - лекция; - беседа.

наглядные методы:

- иллюстрация;

- демонстрация.

Содержание учебного материала курса графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности обучении велики.

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому

предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности

усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые учащиеся могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

Трудности логопедической работы
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизмене ...

Виды задач и способы их решения
Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам. По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки. Каждый из них, в свою очередь, разделя ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru