Особенности воспитания в северной архангельской семье

Роль отца в воспитании детей » Особенности воспитания в северной архангельской семье

Страница 1

Необходимость педагогического руководства понималась всегда. «Не бывало, чтобы стадо ходило без оленевода», говорят на Севере. Большая роль отводилась семье, существуют специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, заповеди – запреты, заповеди разрешения и др. Вековой опыт позволил народу выработать приёмы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют такие методы воспитательного и обучающего воздействия как наказ, разъяснение, одобрение, убеждение, личный пример, укор, осуждение, наказание.

В северной семье исстари бобыль (холостяк), бродяга, шатун, вообще человек без семьи, считался обиженным судьбой и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Главой семьи в Архангельской губернии считался большак. Авторитет семьи держался не на страхе, а на совести членов семьи. Для поддержания такого авторитета, уважение заслуживалось личным примером отца, трудолюбием, справедливостью, добротой, последовательностью. Главенство от отца к старшему сыну приходило не сразу, а по мере накопления, у юноши хозяйственного опыта и старения отца. Оно как бы переливалось от поколения к поколению, ведь номинально главой семейства на Севере считался дед, отец отца, но всем, в том числе и деду, было ясно, что он уже не глава. Отец, хозяин и сын, подчёркивали суть старшинства – их слово закон.

Родительское, отцовское благословение среди методов этнопедагогики было самой поэтической и сильной формой воспитательного воздействия. И так, социальная среда, в которой живёт и растёт ребёнок, пример родителей, в том числе и отца, является важнейшим воспитательным фактором и здесь есть, чему поучится, у наших предков. Для которых воспитание детей было не только делом личным, но и большой государственной важности, ведь дети должны были со временем выполнять обязанности жены или мужа, матери или отца.

Исторически сложилось, что в основе формирования организации общества лежат два принципа патриархальный и матриархальный. [9. c55]

Матриархальный принцип ставит в основу любящую мать. Материнскую любовь нельзя заработать хорошим поведением, но и нельзя потерять, согрешив. Материнская любовь – это милосердие и сострадание.

Отец же любит больше того ребёнка, который больше похож на него, кого бы он больше хотел сделать своим наследником. Любовь отца можно потерять, но и её можно заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость.

М. Максимов говорил: «Мама – это значит, что она тебя любит, просто за то, что ты есть. Папиной любви нужно добиваться, стараться быть таким, каким он хотел бы тебя видеть». В то же время Н.М. Карамзин говорил: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты, детские дома и пансионы».

Существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям. Мы рассмотрим классификации, предложенные московским психологом Поняевой О.

Первая классификация распределяет мужчин по их отношению к детям на следующие типы:

Первый тип – это мужчина, который жаждет опекать, заботится. У таких мужчин отцовства хватает в первые годы жизни ребёнка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его крик и плач просит придти на помощь. Когда же он становится более взрослым и самостоятельным, то такой отец отстраняет себя от заботы и опёки над таким ребёнком.

Второй тип – это отцы, у которых существует потребность учить ребёнка, передавать знания и умения. Воспитывать в своём ребёнке будущего наследника, они опекают своих детей на протяжении всей жизни, наказывая их за ошибки, потому что в ребёнке они видят себя, продолжателя своих дел.

Следующая классификация делит отцов на четыре типа:

1. Отец «Большой друг». Главное место в его жизни занимают игры с ребёнком, а все другие дела уходят на второй план, которые являются не существенными для такого отца и они предоставляют решение этих проблем жене. Но если у ребёнка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

2. Отец «Предводитель семейства». Этот тип является наиболее традиционным. В своей тарелке, он чувствует себя только тогда, когда занимается чисто мужским делом. Его присутствие даёт ребёнку чувство безопасности, он учит его всем необходимым навыкам, подготавливает к выходу в большую жизнь.

3. «Исключительный папа». Такой папа иногда лучше мамы разбирается в её обязанностях, тем самым, рискуя стать маминым конкурентом. Если папа будет выполнять мамины обязанности, то чем же будет заниматься мама и кто будет папой ребёнку?

4. Четвёртый тип – это вечно молодой папа. Такой папа обожает ребёнка и всегда готов помогать супруге. Особенность такого папы состоит в том, что он не может отказаться от своих юношеских забот. Для него на главном месте стоят друзья, а семья и дети потом.

Таким образом, в современных условиях, следуя традициям региональным, российским, иногда европейским, мы видим, что статус отца находится относительно на неплохом уровне. Однако в силу несовершенства общества, потерей некоторых нравственных принципов многие мужчины не воспитывают в себе качества, достойные настоящего отца и как следствие не могут передать отцовский опыт следующему поколению мальчиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента
Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучен ...

Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: "Что это?" отвечают просто "дерево", независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалент ...

Особенности коррекционной работы при речевой симптоматике дизартрии
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление откл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru