Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Образование и воспитание » Проблема оптимизации методов обучения » Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Страница 1

Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс профессионального и жизненного выбора подростков и юношей характеризуется неопределённостью, множественностью вариантов, неосознанностью возможностей, воздействием и влиянием как положительных, так и отрицательных факторов. Также профессиональный выбор и реализация профессиональных намерений личности отличается несоответствием собственных оценок направленности интересов, намерений профессионального выбора с интересами семьи, государства, с одной стороны, и стремлением упорядочить ситуацию, привести её к определённости, устойчивому состоянию сделанного выбора – с другой.

В связи с этим наряду с процессом самоорганизации жизненного самоопределения должен существовать и процесс организации педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков и юношей. Профориентационная деятельность сегодня становится связующим звеном между непрерывным образованием и сферой будущей профессиональной деятельности, способствует подготовке молодых людей к «нелинейным карьерным дорогам», вероятностным их изменениям и направлена на повышение эффективности использования личностного потенциала для удовлетворения собственных и общественных потребностей.

Информационно-педагогическая поддержка носит упреждающий, превентивный характер, дающий и педагогу, и учащемуся шанс на встречу в профессионально-образовательном пространстве как желательном для обоих взаимодействии. Превентивный смысл информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения не в том, что профориентолог заранее организует принятие самоопределяющейся личностью решения о профессиональном выборе. Тот, кто выполняет поддерживающую функцию, прежде всего, должен повернуть личность к тому препятствию (проблеме), которая возникает в силу сложности и неопределённости выбора в современных условиях. Конфигурация этих препятствий-проблем может быть самой различной. Это и отсутствие способности находить собственные смыслы будущей профессиональной деятельности, выстраивать необходимые приоритеты так, чтобы они выдерживали баланс между личным «хочу» и необходимым «должен»; это и неумение перевести собственное «хочу» в необходимое действие «могу»; это и недостаток навыков организации себя, и другие проблемы, о которых иногда даже не подозревают ни ребёнок, ни педагог, который с ними сталкивается как с фактом.

С моей точки зрения, проблема профессионального выбора – это не набор фактов и состояний, которые остро переживает самоопределяющаяся личность, это причинно-следственные связи, определившие источник проблемы, её конфигурацию (содержание) и масштабы (вовлечённость в неё других людей и других смыслов). Модельное представление о проблеме – это представление о целостности самоопределяющейся личности, помещённой в реальную образовательно-профессиональную среду.

Итак, задача информационно-педагогической поддержки – установление необходимого баланса как реального «мостика», где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей: педагога-профориентолога и самоопределяющейся личности, на которую направлена деятельность взрослого. В этом месте встречаются конкретные «социальные и субъективные реальности», которые принимают решение относительно возможности совместного действия, сотрудничества. Здесь, собственно, возникает общий проект взаимодействия в реальном образовательно-профессиональном пространстве, результат которого – осознанный профессиональный выбор .

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познани ...

Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...

Контрольная диагностика готовности к переходу в среднюю школу, детей участвующих в эксперименте
В контрольном исследовании принимали участие те же дети младшего школьного возраста, которые участвовали в нашем формирующем эксперименте (8 человек), а также дети не участвующие в нашем эксперименте (8 человек). Перед нами стояла задача фиксации изменений в мотивационной сфере, уровня самостоятель ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru