Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Образование и воспитание » Проблема оптимизации методов обучения » Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Страница 2

Самоопределяющаяся личность оказывается как бы помещённой в социальную среду и вступает с ней в сложные взаимоотношения. Среда становится источником, одним из основных факторов, определяющих направленность и адекватность профессионального самоопределения. Взаимодействие среды и личности осуществляются по определённым правилам, которые выступают в форме требований и являются регламентирующим звеном.

На мой взгляд, информационно-педагогическая поддержка обеспечивает управляемость и целенаправленность процесса социализации личности и её социально-профессиональное самоопределение в условиях образования. Она состоит в фасилитации процессов самоизменения, выборе содержания образования, отборе и создании технологий профориентационной деятельности, в учёте психологических, возрастных особенностей и интерактивной позиции учителя и ученика и предполагает саморазвитие учащегося, формирование коммуникативных и организаторских способностей, инициативы и креативности.

Ряд исследователей вводят понятие «профориентационной компетентности», которую определяют как способность к объективной оценке социально-экономической ситуации, планированию перспектив профессионального роста, социально-профессиональной адаптации и мобильности. Поскольку компетенции это некоторые скрытые, внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем проявляются в компетентности личности, можно предположить, что профориентационая компетенция проявляется в состояниях готовности школьника: 1) испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, продуктивном освоении образовательной среды; 2) знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения; 3) ставить образовательную и профессиональную цели, и стремиться к их достижению; 4) участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 5) владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.

По моему мнению, чтобы решить задачу профориентационной компетентности, содержание профессионального самоопределения должно быть многообразным и вариативным, включать в себя альтернативные варианты построения сценария профессионального будущего. Оно должно отличаться единством общих принципов и подходов (например, согласующихся с синергетической парадигмой) и разнообразием позиций. Содержание профессионального самоопределения должно выражать как состояние образовательно-профессиональной среды, так и потребности самоопределяющейся личности в ситуации реального многообразия мира профессий. Как вариант нового содержания можно предложить отношение, субъективный компонент которого определяется как эмоционально-личностный способ представленности в субъекте общественных потребностей. Данный способ создаст многообразие этого содержания, благодаря которому можно учесть индивидуальность и неповторимость каждого субъекта образовательного процесса. Такой вариант содержания профессионального самоопределения требует и методологического обоснования, и разработанного методического сопровождения. Он вполне согласуется с принципами синергетики, поскольку содержит противоречивое единство объективного и субъективного, соотношение которых будет меняться в соответствии с вариантами профессионального выбора. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации процессов профессионального самоопределения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Принцип построения интегрированного курса
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Н.И. Алексеев и др.), предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально- педагогический, предметно-дидактический и пс ...

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в ходе педагогического эксперимента
В контрольной группе применялась традиционная система проведения уроков физической культуры, рекомендованная программой по физическому воспитанию, где девушки выполняли обще-развивающие упражнения, гимнастику, спортивные игры, легкоатлетические упражнения и элементы художественной гимнастики. В экс ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru