Понятие самооценки школьника

Страница 1

По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это "сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды". Также можно сказать, чтосамооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценку можно рассматривать как механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа "Я". Образ – Я это представление индивида о самом себе, а самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, всегда носит субъективный характер.

Важную роль в ее формировании играет:

1. Сопоставление образа реального Я образом идеального Я;

2. Интериоризация социальных реакции индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие);

3. Призма своей идентичности (индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо).

Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых (как это происходит в младшем школьном возрасте), но и через собственные требования. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. К концу подросткового периода самооценка может стать мощным регулятором поведения индивида. Саморегуляция осуществляется как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности и восприятия и оценивания себя.

Критерии самооценки нередко избираются до того, как проявляется возможность испытать их по настоящему. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, отказаться от них чрезвычайно трудно. Часто лишь по происшествие времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений. При исследовании содержания представления подростков о самих себе, прежде всего, обращает на себя внимание бурный рост (по сравнению с младшими школьниками) негативных самооценок.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

План индивидуальных занятий по совершенствованию памяти школьников
В ходе первичной диагностики в обследуемой группе учащихся мы выявили трёх детей, у которых способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации развита хуже, чем у других учеников. Для улучшения их памяти был составлен план занятий. Таблица. Тематическое планирование занятий. № п/п Н ...

Воспитание звуковой культуры
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие р ...

Взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
Профессиональное мастерство, эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которых является рефлексия. С другой стороны, составляющие основу педагогического мастерства профессиональные ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru