Цель исследования: изучение эффективности воспитания организованности младших школьников средствами ИКТ.
Исследование проводилось в три этапа:
Первичная диагностика – измерение наличного уровня организованности у испытуемых;
Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий с использованием ИКТ, направленных на развитие организованности у испытуемых;
Контрольная диагностика – измерение эффективности проведенных мероприятий.
В исследовании принимало участие 10 учащихся 3 класса МОУ СОШ №19 г. Красноярска. Половозрастной состав испытуемых представлен на диаграмме ниже.
Рис. 1. Половозрастной состав испытуемых
Измерение организованности у испытуемых осуществлялось с использованием критериев, предложенных Н.В. Бекузаровой:
Ученик подбирает необходимое "оборудование".
Ученик рационально располагает инструменты на рабочем месте.
Приводит в порядок рабочее место по окончании работы.
Имеет четкое представление о цели деятельности.
Составляет программу действий при рациональном расходе времени.
Вносит изменения при необходимости.
Проверяет по ходу работы действия и их последовательность.
Обнаруживает ошибки и исправляет их в ходе работы.
Объективно оценивает свои действия и работу.
Учитывает и принимает во внимание позицию "другого".
Распределение получаемых результатов проводилось с помощью системы ранжирования Н. И. Монахова, который предложил три уровня сформированности организованности младших школьников:
высокий уровень сформированности организованности характеризуется проявлением всех признаков ему свойственных (10 условных единиц, баллов);
средний уровень констатируется при наличии половины (или более) признаков воспитанности организованности (5 – 9 условных единиц, баллов);
низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа или их отсутствие (0 – 4 условных единиц, баллов).
В результате первичной диагностики сформированности организованности испытуемых были получены следующие результаты.
Таблица 1. Измерение сформированности организованности младших школьников
Испыт-й |
Признаки сформированности организованности младших школьников | |||||||||
Подбирает необходимое "оборудование" |
Рационально располагает на рабочем месте |
Приводит в порядок по окончании работы |
Четкое представление о цели деятельности |
Составляет программу действий при рациональном расходе времени |
Вносит изменения при необходимости |
Проверяет по ходу работы действия и их последовательность |
Обнаруживает ошибки и исправляет их в ходе работы |
Объективно оценивает свои действия и работу |
Учитывает и принимает во внимание позицию "другого" | |
Юра С. |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Алина К. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
– |
- |
+ |
– |
+ |
Артем Б. |
+ |
+ |
- |
– |
- |
+ |
– |
– |
– |
– |
Дима Ю. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Аня К. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Петр Т. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Слава У. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Ира В. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Оля В. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Диана П. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Полезная информация:
Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...
Деятельность классного руководителя по
половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...