Грамотность в области компьютерных технологий подразумевает умение учащихся использовать компьютерные технологии для решения проблем, сбора информации, общения и т.д. Для успешной деятельности вне стен школы выпускники должны получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. Они должны уметь использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи создавать презентации.
Конечно, на уроках по основам информатики и вычислительной техники учащихся обучают работе на компьютере и использовании различных программ, но задача учителя экономики показать учащимся, где и как можно применить эти умения на практике.
Например, учитель может использовать творческие домашние задания, в которых предусмотрено использование компьютера. Это могут быть доклады, структурно-логические схемы, таблицы, диаграммы, схемы с использованием картинок и рисунков, презентации. При этом задание дается учащемуся не абстрактное, а связанное с темой урока или изучаемым разделом. Также можно использовать такие задания на уроках, когда учащиеся знакомятся с новой темой урока. Здесь преподаватель может не только делиться своими знаниями с учениками, но и будет рекомендовать им самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Так они научатся понимать, что проблемы можно решать, обращаясь за помощью к своим партнерам или одноклассникам. Они смогут исследовать различные возможности компьютера, будут искать свои ответы на вопросы в Интернете или в книгах.
Одним из примеров использования компьютерных технологий на уроках экономики или элективного курса является создание схем с использованием рисунков. Работая над схемой, учащийся выбирает рисунок согласно своей ассоциации с данным понятием, что дает ему возможность зрительно запоминать данную схему. У него выстраивается логическое восприятие данной темы, что способствует ее лучшему усвоению. Пример составления таких схем приводится в методическом пособии. Это рисунки 1 - 5 «С чего начинается путь предпринимателя к успеху».
Текст данной темы вместе со ссылками на рисунки приведен в приложении, где содержатся работы учащихся об историях успеха.
Осваивая компьютерные технологии, ученики должны уметь работать в таких разделах как «графика», «работа с текстом», «электронные таблицы» и «мультимедиа».
Все это позволит учащимся соответствовать требованиям 21-го века и развивать компьютерную грамотность, критическое мышление и сотрудничество, т.е. те навыки, которые необходимы для дальнейшей успешной жизни.
Результат обучения - это не набор умозаключений, которые ученик способен удержать в голове от одного урока до другого, а навыки использования знаний, независимо от того, хранятся они в голове или в книге.
Для проверки этих навыков используется система методов контроля на каждом этапе обучения:
1) Актуализация полученных прежде знаний и умений, с которыми надо установить связь нового материала, проводится устным опросом класса или выполнением практического задания. Знания оценивает и учитель и ученик. Для этого можно использовать урок-практикум «Качества, важные для предпринимателя»
2) Задания в тексте проверяют внимание во время изучения нового. Выполнение заданий оценивается учителем. Здесь можно применить таблицу интеллекта по Говарду Гарднеру.
3) Репродуктивные задания (в конце урока) предполагают воспроизвести наиболее важные рассуждения из объяснительного текста. Их тоже может оценить и учитель и ученик. В данном случае используется тренинг по критическому мышлению.
4) Творческие задания в конце урока и во внеурочное время создают поле для применения знаний, полученных на уроке. Это могут компьютерные презентации, схематические задания, структурно-логические схемы и даже проекты. В данном случае учащимися будут широко использоваться компьютерные технологии. Выполнение заданий оценивает учитель, а также учащиеся во время защиты проекта или демонстрации компьютерной презентации доклада, схемы и т.д.
Полезная информация:
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной ...
Восстановительный этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому ...
Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы
Для эффективности формирования ЗОЖ у подростков необходимо решать проблему комплексно. Для этого следует объединить усилия педагогов, родителей и самых учащихся. В работе с учащимися 9А класса были проведены следующие мероприятия: С целью информирования подростков об основных составляющих ЗОЖ, был ...