Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики

Педагогика детства » Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики

Что же скрывается за всеми этими словами – «младенчество», «детство», «подростковый период»? Что общего и различного в подходах к классификации периодов человеческой жизни? Попытаемся разобраться в этой проблеме.

Возрастная периодизация - это важная проблема современной детской психологии и педагогики. Вопросам возрастной периодизации уделялось большое внимания со времен Аристотеля. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет - растительное; вторая – от 7 до 14 лет - живое и третья – от 14 до 21 года - разумное. В основе периодизации лежит состояние души.

Ян Амос Коменский – «отец педагогики», выделял следующие этапы жизни, взяв за основу вид и форму обучения:

1 этап: Материнская школа 0-6

2 этап: Начальная школа 6-12

3 этап: Обучение в гимназии 13-18 лет

4 этап: завершение обучения.

По астрологической периодизации:

0-1– возраст петуха

1-3- возраст обезьяны

3-7 - возраст козы

7-12- возраст лошади

12-17 – возраст быка, кола, буйвола

17-24 возраст крысы, мыши

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года {младенчество, или орально-сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная

стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

младенческий возраст – от рождения до 3 лет,

раннее детство – от 3 до 6 лет,

детство – от 6 до 12 лет,

подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,

молодость – от 18 до 40 лет.

Наиболее общепринятой и распространенной является периодизация Эльконина Даниила Борисовича, в основе которой учение Льва Семеновича Выготского о теории стабильного возраста. Согласно этой периодизации:

Младенчество 0-1

Преддошкольный (ранний возраст) 1-3

Дошкольный 3-6

- младший дошкольный возраст 3-4

- средний дошкольный возраст 4-5

- старший дошкольный возраст 5-6

Младший школьный возраст 6-10

Средний школьный возраст 10-15

Старший школьный возраст 15-18

Подробнее с особенностями детей раннего, младшего школьного, подросткового возраста можно ознакомится в Приложении

Несмотря на то, что в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.

Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги: Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Левитов, П.П. Блонский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин.

Полезная информация:

Этапы и элементы командно-игровой деятельности
Подготовка к игре начинается с посвящения студентов в замыслы преподавателя, который решил отказаться от традиционного навязывания им своей воли, принципов и методов обучения, снять дисциплинарные запреты, раскрепостить студентов, предоставить им свободу и самостоятельность в осмыслении темы, освое ...

Методическая деятельность классного руководителя
В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы. Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккурат ...

Истоки возникновения и развития танца модерн
Начало XX века ознаменовано новыми открытиями в области изучения физиологии и психологии человека. Упадок классического танца привел к поиску новых выразительных средств в области сценического движения и танца. Педагоги, практики и теоретики занимались исследованием физических движений человека на ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru