Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи

Страница 1

Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию.

В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических категорий у детей являлись предметом пристального внимания исследователей детской речи: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Н. Жинкина, А. Н. Гвоздева, М. Р. Львова, Л. Ф. Спировой, Т. Г. Дьяконовой, М. Т. Баранова и других.

Своеобразие развития у детей с общим недоразвитием речи показано в работах М. В. Богданова- Березовского, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной,

В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт, О. В. Правдиной, С. Н. Шаховской и других.

Л. В. Лопатина, Н. Е. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Р. Е. Левина, Л. А. Брюховских в структуре речевого дефекта при дизартрии отмечают и особенности недоразвития грамматического строя речи.

Методисты подчеркивают, что особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления. Обучение должно осуществляться на основе речевых образов, по аналогии с которыми будут составляться другие словосочетания, предложения. Для этой цели можно использовать тренировочные упражнения, формирующие грамматические навыки на знакомом лексическом материале. Например: постановка вопроса к каждому слову словосочетания и предложения, составление словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление — без терминов), рассмотрение конкретно-пространственных значений предлогов при помощи схем и т.д.

Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения). Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, логопед должен требовать от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением. После существительных логопед приступает к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.

После того как дети научатся правильно употреблять слова в разных падежах, можно перейти к работе над предлогами. Учащиеся, страдающие речевыми нарушениями, не осознают их смысловую значимость, как отдельных слов, и либо опускают в устной и письменной речи, либо соединяют их с последующим словом. Непонимание смысла предлогов приводит и к тому, что ребята путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно.

Для преодоления разных форм аграмматизма можно использовать следующие упражнения: придумывание предложений с указанным предлогом; вставка нужного предлога в деформированный текст; составление предложений с предлогом по картинке; выборочные диктанты и т.д.

Для тренировки в употреблении категории числа и рода можно использовать игровые приемы (например, игры с мячом при изучении изменения словосочетаний по числам); картинки с местоимениями «он, она, оно»; работу с предложениями и словосочетаниями по образцу.

Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над предложением. Здесь следует постоянно предлагать детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам логопеда, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по спорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых. Немаловажен и анализ предложения: определение его составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания. По мере усвоения учащимися предложений разных конструкций логопед должен стимулировать их использование в устной речи.

Основными задачами работы на синтаксическом уровне являются:

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и ины ...

Что такое школьная оценка
Два термина «отметка» и «оценка» имеют сходное, но не тождественное лексическое значение, которое даже учителя не всегда различают. Например, когда говорят о «выставлении оценок за четверть», то речь идет все-таки об отметках, а не об оценках. «Оценка» – значительно более широкое понятие, чем «отме ...

Особенности развития подростка
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уж ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru