Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи

Страница 1

Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию.

В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических категорий у детей являлись предметом пристального внимания исследователей детской речи: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Н. Жинкина, А. Н. Гвоздева, М. Р. Львова, Л. Ф. Спировой, Т. Г. Дьяконовой, М. Т. Баранова и других.

Своеобразие развития у детей с общим недоразвитием речи показано в работах М. В. Богданова- Березовского, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной,

В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт, О. В. Правдиной, С. Н. Шаховской и других.

Л. В. Лопатина, Н. Е. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Р. Е. Левина, Л. А. Брюховских в структуре речевого дефекта при дизартрии отмечают и особенности недоразвития грамматического строя речи.

Методисты подчеркивают, что особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления. Обучение должно осуществляться на основе речевых образов, по аналогии с которыми будут составляться другие словосочетания, предложения. Для этой цели можно использовать тренировочные упражнения, формирующие грамматические навыки на знакомом лексическом материале. Например: постановка вопроса к каждому слову словосочетания и предложения, составление словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление — без терминов), рассмотрение конкретно-пространственных значений предлогов при помощи схем и т.д.

Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения). Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, логопед должен требовать от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением. После существительных логопед приступает к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.

После того как дети научатся правильно употреблять слова в разных падежах, можно перейти к работе над предлогами. Учащиеся, страдающие речевыми нарушениями, не осознают их смысловую значимость, как отдельных слов, и либо опускают в устной и письменной речи, либо соединяют их с последующим словом. Непонимание смысла предлогов приводит и к тому, что ребята путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно.

Для преодоления разных форм аграмматизма можно использовать следующие упражнения: придумывание предложений с указанным предлогом; вставка нужного предлога в деформированный текст; составление предложений с предлогом по картинке; выборочные диктанты и т.д.

Для тренировки в употреблении категории числа и рода можно использовать игровые приемы (например, игры с мячом при изучении изменения словосочетаний по числам); картинки с местоимениями «он, она, оно»; работу с предложениями и словосочетаниями по образцу.

Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над предложением. Здесь следует постоянно предлагать детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам логопеда, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по спорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых. Немаловажен и анализ предложения: определение его составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания. По мере усвоения учащимися предложений разных конструкций логопед должен стимулировать их использование в устной речи.

Основными задачами работы на синтаксическом уровне являются:

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Понятие самооценки школьника
По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает сис ...

Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока
Успехи и неудачи учителя на уроке закладываются задолго до того, как прозвенел звонок, в ходе подготовки к новому учебному году. Это изучение программ по предметам, учебников, методической литературы; определение системы ведущих знаний, способов деятельности, компетентностей, которые должен усвоить ...

Анализ документации, необходимой при лицензировании образовательных программ
Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего заведения лицензии, например, в данный момент в ПАГСе лицензируемы все (количество) специальности и в тоже время проходят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru