Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи

Страница 2

В этой работе важно «преимущественное или даже абсолютное внимание к форме. Так обстоит дело, например, при рассмотрении многих норм управления, которые не поддаются семантическому осмыслению и должны быть усвоены в словарном порядке (ср.: рад ч е м у?, но доволен чем? Работать на заводе, но работать в совхозе и т.д.) » (Купалова А.Ю.).

Очень важно привести детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову.

Рассмотрение падежей в ходе логопедических занятий не преследует цели обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся (как экспрессивного, так и импрессивного).

Последовательность расположения падежей соответствует той, какая отмечена А.Н.Гвоздевым в процессе становления устной речи ребенка в онтогенезе.

Все перечисленные виды упражнений вплотную подводят к решению главной задачи: формированию и совершенствованию связной речи.

Большая роль в построении связного высказывания принадлежит работе с текстом. Здесь возможны такие упражнения, как восстановление различных деформированных предложений со словами, данными вразбивку; где имеется только конец или начало; не хватает одного слова и т.д. При этом большое внимание уделяется развитию умений составлять и использовать некоторые виды сложноподчиненных предложений, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения.

Помимо этого учащимся можно предложить задания по расширению и сокращению текста: подробно или кратко его пересказать, найти в нем опорные слова, определить их роль, составить по ним свой текст. Позже логопед будет учить детей определять части в тексте, придумывать его план, пересказывать, опираясь на него. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, необходимо включать в задания пересказы по отдельным фрагментам его (началу, середине, концу, по серии картинок), различные инсценировки. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные логически обоснованные сообщения. Работа по совершенствованию связной речи — это завершающий этап в развитии всех компонентов речевой системы, создающей предпосылки для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Таким образом, в результате анализа литературы по проблеме исследования можно сделать выводы:

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии формируется у ребенка к 6 годам, что является залогом дальнейшего успешного школьного обучения.

У детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен.

Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР ярко проявляется в непонимании и неправильном употреблении предложных конструкций.

Данная проблема является объектом изучения многих авторов, предлагающих различные методики работы над предлогами у младших школьников с ОНР.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Методика обследования произношения звуков
При обследовании звукопроизношения применяются задания, состоящие из произношения звука в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны б ...

Особенности коррекционной работы при неречевой симптоматике дизартрии
Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и гло ...

Значение психофизиологических особенностей младших школьников при проведении игр
Работа с младшими школьниками заставляют глубже изучать их психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно у 6-7-летних) слабые, тем более, если учение не захватывает. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито не произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru