Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества

Образование и воспитание » Социальное воспитание » Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества

Страница 1

Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как управление развитием личности и т.д. Каждое из этих определений справедливо, ибо каждое отражает какой-то аспект воспитания, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом как фрагмент социальной реальности.

Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и обыденных представлений педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически под воспитанием (независимо от деклараций) понимается работа, проводимая с детьми, подростками, юношами, девушками вне процесса.

Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а многими и сейчас): "Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни.

Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит".

В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе. Уже в американском "Педагогическом словаре", изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же "Кратком педагогическом словаре" воспитание трактуется как: а) любой процесс формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Это определение свидетельствует о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина "еducation" как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее, просто искаженная в угоду конъюнктуре. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

В реальности не существует некоторого одного процесса воспитания. Можно констатировать наличие нескольких видов воспитания - семейного, религиозного, социального, коррекционного, диссоциального. Они более или менее существенно различаются по сущности, содержанию, формам, методам и т.п.

Поэтому определение категории "воспитание" должно быть по отношению к названным видам воспитания всеобщим, т.е. отражать только то общее, что свойственно всем им и, желательно, в равной степени.

Приведем определения всех видов воспитания с тем, чтобы, во-первых, показать свойственные им общие и особенные характеристики, а во-вторых, показать их некоторые различия.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...

Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»
Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики. Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, л ...

Модернизация образования и современное школьное обществоведение
На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, ег ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru