Формы организации учебного процесса

Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и вследствие этого является результативным.

Процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации.

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

- лекции;

- семинары;,

- коллоквиумы;

- лабораторные работы;

- практикумы;

- самостоятельную работу;

- научно-исследовательскую работу студентов;

- производственную;

- педагогическую;

- дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится аудиторным занятиям: лекциям, семинарским и лабораторным занятиям.

Учебный процесс в вузе слагается из деятельности педагога – преподавания учебной дисциплины и деятельности студента – учения. Чтобы осуществлять этот процесс, необходимо его организовать.

На каждом этапе обучения решаются как общие (т.е., на решение которых направлен весь процесс обучения), так и специфические задачи (т.е., что доминируют в конкретном этапе этого процесса). В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения знаний, умений и навыков выделяются следующие этапы процесса обучения:

- формирование новых знаний;

- закрепление и совершенствование знаний;

- формирование умений и навыков;

- применение знаний на практике;

- повторение;

- систематизация знаний;

- контроль усвоения знаний, умений и навыков.

Те или иные этапы, а чаще всего их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения.

Учение истолковывается как саморазвитие личности на основе собственной образовательной инициативы. Обучение же выступает как «механизм», поддерживающий данный процесс на уровне его стимулирования, выявления и предъявления студентам его наиболее значимых направлений, его текущей и итоговой диагностики, сопутствующей корректировки, оптимизации с точки зрения средств и способов достижения образовательного результата.

Полезная информация:

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Понятие педагогической системы в педагогической литературе
В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - вы ...

Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
Цель: Определить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики эмоциональной сферы дошкольников. 2. Определить исходный уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников и сделать выводы об уровне развития эмоциональной сферы старши ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru