Формы организации учебного процесса

Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и вследствие этого является результативным.

Процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации.

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

- лекции;

- семинары;,

- коллоквиумы;

- лабораторные работы;

- практикумы;

- самостоятельную работу;

- научно-исследовательскую работу студентов;

- производственную;

- педагогическую;

- дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится аудиторным занятиям: лекциям, семинарским и лабораторным занятиям.

Учебный процесс в вузе слагается из деятельности педагога – преподавания учебной дисциплины и деятельности студента – учения. Чтобы осуществлять этот процесс, необходимо его организовать.

На каждом этапе обучения решаются как общие (т.е., на решение которых направлен весь процесс обучения), так и специфические задачи (т.е., что доминируют в конкретном этапе этого процесса). В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения знаний, умений и навыков выделяются следующие этапы процесса обучения:

- формирование новых знаний;

- закрепление и совершенствование знаний;

- формирование умений и навыков;

- применение знаний на практике;

- повторение;

- систематизация знаний;

- контроль усвоения знаний, умений и навыков.

Те или иные этапы, а чаще всего их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения.

Учение истолковывается как саморазвитие личности на основе собственной образовательной инициативы. Обучение же выступает как «механизм», поддерживающий данный процесс на уровне его стимулирования, выявления и предъявления студентам его наиболее значимых направлений, его текущей и итоговой диагностики, сопутствующей корректировки, оптимизации с точки зрения средств и способов достижения образовательного результата.

Полезная информация:

Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...

Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблему мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и дале ...

Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru