При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени дли проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.
Если упомянутые выше примеры рассмотреть в более формализованном виде, то выяснится, что даже при научном наблюдении составление выборки представляет собой серьезную проблему. Мы можем сделать выборку лиц, ситуаций, элементов поведения и периодов наблюдения. релиабильность
При выборке лиц необходимо действовать аналогично тому, как это принято при выверке тестов, ориентированных на соотносительные группы. Только после этого можно делать какое-то обобщение. Чаще всего, однако, при наблюдении за поведением ограничиваются текущей выборкой.
При выборке ситуаций часто очень трудно описать генеральную совокупность ситуаций. Это еще можно сделать на занятиях по математике, скажем, в седьмых классах полной народной школы, но ситуация "вербальная агрессия подростка в групповой игре", конечно, не может быть предварительно определена каким-то общим числом я чаще всего наблюдается в текущих событиях-выборках (анекдотическое наблюдение).
Полезная информация:
Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психологические особенности детей дошкольного возраста проявляются в различных ситуациях. Но давайте обо всем по порядку. Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базо ...
Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...
Мышление как познавательный психический процесс
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...