Признаки научного наблюдения и его виды

Страница 3

При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени дли проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.

Если упомянутые выше примеры рассмотреть в более формализованном виде, то выяснится, что даже при научном наблюдении составление выборки представляет собой серьезную проблему. Мы можем сделать выборку лиц, ситуаций, элементов поведения и периодов наблюдения. релиабильность

При выборке лиц необходимо действовать аналогично тому, как это принято при выверке тестов, ориентированных на соотносительные группы. Только после этого можно делать какое-то обобщение. Чаще всего, однако, при наблюдении за поведением ограничиваются текущей выборкой.

При выборке ситуаций часто очень трудно описать генеральную совокупность ситуаций. Это еще можно сделать на занятиях по математике, скажем, в седьмых классах полной народной школы, но ситуация "вербальная агрессия подростка в групповой игре", конечно, не может быть предварительно определена каким-то общим числом я чаще всего наблюдается в текущих событиях-выборках (анекдотическое наблюдение).

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Формирование у студентов положительной мотивации к применению информационных технологий обучения
Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологии и изучаемых учебных предметов, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный (целевой) этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью. В настоящем параграфе основно ...

Краткая характеристика методов обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 1) Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные методы: Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материал ...

Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В работах ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru