Мы рассмотрели несколько вариантов профессионально ориентированных периодизаций, разработанных учеными, занимавшихся данной проблемой.
Е. А Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию (таблица 1).
Таблица 1
Название стадии |
возраст |
Основные виды деятельности |
оптация |
12-17 лет |
Период выбора профессии и учебно-профессионального заведения; |
профессиональная: подготовка |
15-23 года |
Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками; |
адаптация |
16-18 лет |
Вхождение в профессию и привыкание к ней |
фаза интервала |
18-23 года |
Приобретение профессионального опыта; |
мастерство |
23-35 лет |
Квалифицированное выполнение трудовой деятельности |
фаза авторитета |
35-55 лет |
Достижение профессионалом высокой квалификации |
наставничество |
55-60 лет |
Передача профессионалом своего опыта |
Данная периодизация позволяет на каждом возрастном этапе определить основные виды допрофессиональной и профессиональной деятельности.
А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме. мастерства.
3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.
4. Непрофессионализм - выполнение труда по професеионально искаженным· нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет);
2) исследование - апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание, .создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);
5) спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более).
Стадии профессионального становления:
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-экономические факторы, то правомерно в качестве основания членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.
Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично исковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь ввиду, что психологические механизмы реализации и конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.
Полезная информация:
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в
научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...
Организация учебной деятельности школьников 7-9 классов
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетво ...
Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях
интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...