Виды профессионально ориентированных периодизаций

Страница 1

Мы рассмотрели несколько вариантов профессионально ориентированных периодизаций, разработанных учеными, занимавшихся данной проблемой.

Е. А Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию (таблица 1).

Таблица 1

Название стадии

возраст

Основные виды деятельности

оптация

12-17 лет

Период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;

профессиональная: подготовка

15-23 года

Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

адаптация

16-18 лет

Вхождение в профессию и привыкание к ней

фаза интервала

18-23 года

Приобретение профессионального опыта;

мастерство

23-35 лет

Квалифицированное выполнение трудовой деятельности

фаза авторитета

35-55 лет

Достижение профессионалом высокой квалификации

наставничество

55-60 лет

Передача профессионалом своего опыта

Данная периодизация позволяет на каждом возрастном этапе определить основные виды допрофессиональной и профессиональной деятельности.

А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме. мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм - выполнение труда по професеионально искаженным· нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет);

2) исследование - апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание, .создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);

5) спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более).

Стадии профессионального становления:

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-экономические факторы, то правомерно в качестве основания членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично исковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь ввиду, что психологические механизмы реализации и конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию. Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по форми ...

Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников
Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. ...

Эмпирические методы познания
К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Наиболее часто эти методы применяются в естественнонаучных дисциплинах (химии, биологии, астрономии, физике, географии и т. д.). Для математики эти методы не являются характерными. История развития математики с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru