Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения

Образование и воспитание » Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения

Актуальность исследования нашей работы заключается в том, что на сегодняшний день, несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, консультантами и классными руководителями не многие старшеклассники определились с выбором будущей профессии. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции «свободного посетителя» социальных услуг.

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия из избираемой профессии.

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача образовательного учреждения. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

Необходимость организации социальным педагогом деятельности по формированию профессионального самоопределения учащихся образовательного учреждения определяется противоречием между необходимостью выработки у учащихся умения анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой же основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор и между недостаточным владением информации и представлениями о современном рынке труда, существующих профессиях.

Высокая актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования:

«Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения»

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.

Предмет: деятельность социального педагога по формированию профессионального самоопределения старшеклассников.

Цель работы: изучить деятельность социального педагога по формированию профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи:

Раскрыть сущность понятия «профессиональное самоопределение».

Изучить виды профессионально ориентированных периодизаций.

Раскрыть направления деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения учащихся.

Разработать программу профессионального самоопределения для старшеклассников.

Гипотеза: Выбор деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения учащихся 11-х классов обусловлен работой, которая проводилась на предыдущем уровне (в частности в 9 классе). В случае отсутствия системной работы на раннем этапе, деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся 11-х классов должна включать в себя весь спектр мероприятий: подробное информирование учащихся, диагностику, профориентационные игры, рефлексию, беседы, дискуссии, направленные на решение проблемы профессионального самоопределения учащихся.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ профориентационной деятельности в школе, беседа с классным руководителем, педагогом-психологом.

Глава 1. Профессиональное самоопределение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения как социально-педагогическая проблема

Полезная информация:

Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...

Изучение особенностей организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
Цель – изучить особенности организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Проанализировать педагогическую документацию ДОУ. 1. Составить и провести анкетирование с родителями по особенностям организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошк ...

Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»
Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игруш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru