Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Образование и воспитание » Методика создания учебного фильма по географии силами учителя » Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Страница 2

В перечисленных выше категориях раскрыты ведущие черты технологического подхода к обучению, ориентированного на поиск построения учебного процесса, который был бы эффективен в условиях массовой школы и в руках обычного учителя4. Это позволяет говорить о технологическом подходе как о наивысшем достижении педагогики индустриального общества. Возможные направления трансформации этого подхода в будущем раскрываются в современных концепциях постиндустриальной образовательной парадигмы, сущность которых раскрывается в русле анализа развития постиндустриального общества.

Исследования ученых показывают, что в постиндустриальном обществе «основными производительными элементами развития стали более актуальные сегодня и эффективные с точки зрения получения конечного результата не столько сырье и материалы в традиционном понимании, сколько ценности более высокого интегрального порядка. Такими факторами развития стали информация, знания, интеллект, наука . ». В. Печак дает свою следующую характеристику постиндустриального периода. «В период классической индустриализации, - пишет В. Печак, - роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значим капитал, физическая работа - очень мало значимый фактор».

Как уже отмечалось, на структуру педагогической системы определяющее влш ние оказывают социально-педагогические отношения участников образовательная процесса (педагогов, учащихся и других). Эта идея имеет большое теоретическое практическое значение при моделировании и конструировании педагогических технологий.

Известно, что взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться в различных формах, в частности, в авторитарной форме или в форме сотрудничества. Авторитарная (диктаторская) форма взаимодействия основан на беспрекословном подчинении власти и предполагает беспрекословное подчинение, например, воспитанника воле воспитателя. Сотрудничество же как форма взаимодействия педагогов и учащихся в образовательной системе характеризуется их совместной и направленной на достижение общего результата деятельностью. Каждая из форм взаимодействия характеризуется своей структурой взаимодействия, стилем общения субъектов образовательного процесса. Например, ситуация сотрудничества предъявляет следующие требования к ситуации общения: доверительность, динамичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспитательного влияния); взаимопонимание; психологический контакт; способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Система взаимодействия субъектов образовательного процесса, выражающаяся в авторитарной или гуманистически ориентированной форме, безусловно, оказывает решающее влияние на воспитание учащихся. Эта совокупность социально-педагогических отношений фактически образует внутреннюю образовательную среду педагогической системы. Поэтому возникает необходимость изучения закономерностей, лежащих в основе формирования оптимальной внутренней структуры педагогической системы, ее микросреды (микросоциума), обеспечивающей развитие личности воспитанника.

Структура педагогической системы и система образующие связи ее элементов могут быть представлены, согласно В.П. Беспалько, и в более конкретизированной форме (см. рис.2).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...

Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью ("учись учиться"). Тот факт, что учебная деятельность направлена на овладение ...

Дидактические игры на уроках математики
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru