Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Образование и воспитание » Методика создания учебного фильма по географии силами учителя » Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Страница 2

В перечисленных выше категориях раскрыты ведущие черты технологического подхода к обучению, ориентированного на поиск построения учебного процесса, который был бы эффективен в условиях массовой школы и в руках обычного учителя4. Это позволяет говорить о технологическом подходе как о наивысшем достижении педагогики индустриального общества. Возможные направления трансформации этого подхода в будущем раскрываются в современных концепциях постиндустриальной образовательной парадигмы, сущность которых раскрывается в русле анализа развития постиндустриального общества.

Исследования ученых показывают, что в постиндустриальном обществе «основными производительными элементами развития стали более актуальные сегодня и эффективные с точки зрения получения конечного результата не столько сырье и материалы в традиционном понимании, сколько ценности более высокого интегрального порядка. Такими факторами развития стали информация, знания, интеллект, наука . ». В. Печак дает свою следующую характеристику постиндустриального периода. «В период классической индустриализации, - пишет В. Печак, - роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значим капитал, физическая работа - очень мало значимый фактор».

Как уже отмечалось, на структуру педагогической системы определяющее влш ние оказывают социально-педагогические отношения участников образовательная процесса (педагогов, учащихся и других). Эта идея имеет большое теоретическое практическое значение при моделировании и конструировании педагогических технологий.

Известно, что взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться в различных формах, в частности, в авторитарной форме или в форме сотрудничества. Авторитарная (диктаторская) форма взаимодействия основан на беспрекословном подчинении власти и предполагает беспрекословное подчинение, например, воспитанника воле воспитателя. Сотрудничество же как форма взаимодействия педагогов и учащихся в образовательной системе характеризуется их совместной и направленной на достижение общего результата деятельностью. Каждая из форм взаимодействия характеризуется своей структурой взаимодействия, стилем общения субъектов образовательного процесса. Например, ситуация сотрудничества предъявляет следующие требования к ситуации общения: доверительность, динамичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспитательного влияния); взаимопонимание; психологический контакт; способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Система взаимодействия субъектов образовательного процесса, выражающаяся в авторитарной или гуманистически ориентированной форме, безусловно, оказывает решающее влияние на воспитание учащихся. Эта совокупность социально-педагогических отношений фактически образует внутреннюю образовательную среду педагогической системы. Поэтому возникает необходимость изучения закономерностей, лежащих в основе формирования оптимальной внутренней структуры педагогической системы, ее микросреды (микросоциума), обеспечивающей развитие личности воспитанника.

Структура педагогической системы и система образующие связи ее элементов могут быть представлены, согласно В.П. Беспалько, и в более конкретизированной форме (см. рис.2).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике
По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе: Человек и информация Учащиеся должны знать: определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетиче ...

Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru