Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Образование и воспитание » Методика создания учебного фильма по географии силами учителя » Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Страница 1

Технологизация процесса обучения в контексте смены образовательной парадигмы. Глубокие структурно-содержательные преобразования, происходящие как в отечественной, так и в зарубежных системах образования, тесно связаны со сменой общенаучной парадигмы, имеющей место в современном мире. Понятие парадигмы введено Т. Куном. Под парадигмой, утверждает ученый, следует понимать признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения; иными словами, господствующая система научных знаний и теорий, которая дает ученым с их помощью и через систему образования всему обществу - определенное видение мира и позволяет сравнительно успешно решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления.

В динамике развития общества можно проследить поэтапную смену следующих общенаучных парадигм: 1. Античная парадигма - сформировалась в Древней Греции в IV в. до н.э.; 2. Средневековая парадигма - в период расцвета феодализма; 3. Индустриальная парадигма - во времена формирования капиталистического строя; 4. Постиндустриальная парадигма - формирование идет до настоящего времени. Анализ основных концептуальных положений постиндустриальной общенаучной парадигмы позволил выделить ее ведущие идеи: примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества; лидирующая роль гуманитарных и общественных наук в системе научного познания; в методологии обществоведения на первое место выходит познание закономерностей циклической динамики, социогенетики, эволюции общества; центральное место начинает занимать теория трансформации; изучение переходных процессов, диагностика и предвидение неизбежных в цикличной динамике кризисов и путей выхода из них с наименьшими потерями; преобладающей тенденцией становится синтез знаний.

Современная система образования адекватна законам существования индустриального общества. Так, П.Л. Мейтув и В.И. Шипилов пишут, что созданная Я.А. Коменским система образования без значительных изменений просуществовала до наших дней, способствуя разрешению следующих задач:

1. Разрушение цеховой организации производства и открытие перспективы для складывающейся промышленной структуры индустриального общества;

2. Технологизировала само образование;

3. Стимулировала развитие наук за счет жесткой предметной организации;

4. Ее педагогические принципы позволяли организовать обучение вокруг объективного непрерывно накапливающегося знания, открепив его от личных особенностей учителя.

Установлено, что высшее достижение цивилизации западного типа - технократическое мышление (логическое, рациональное и математизированное), существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием, вылилось в педагогике в авторитарный стиль общения учителя и учеников, воспитание в учениках конформизма, ориентацию на некий средний уровень и подавление отклонений от него в любую сторону и в конечном итоге к дегуманизации образования. В целом современное образование исторически сложилось как трансляция знаний.

Аналогичной точки зрения придерживается М.В. Кларин, выделяя в современной педагогике технократически-ориентированное направление, сущность которого заключается в проецировании социально-инженерной идеологии в сферу дидактики, в рассмотрении обучения как тотально конструированного процесса с жестко планируемыми, фиксированными результатами, ориентирующего учащихся на следование предъявленным эталонам, усвоение заданных образцов. Ведущими категориями технократически-ориентированного научно-педагогического сознания являются: «эффективность обучения»; «критерии усвоения»; «формирующая и суммирующая оценка»; «предъявление информации и эталонов усвоения», «тестирование», «критериальный контроль»; «конкретизация учебных целей»; «корректирующая обратная связь»; «обучающие процедуры»; «полное усвоение знаний и умений» и т.д.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методы определения нитратов и нитритов
Определить по внешнему виду содержание нитратов в овощах и фруктах трудно или вообще невозможно. У вегетирующих (с листьями и стеблями) растений по интенсивности зеленой окраски листьев и черешков, особенно нижних ярусов, можно лишь ориентировочно судить: чем она темнее, тем больше нитратов в них с ...

Потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие
Рост общественного производства параллельно с гуманизацией системы распределения привели к возникновению общества потребления, где сама идентичность человека всё больше связывается с потребительскими практиками. Потребление все больше теряет свой чисто утилитарный характер и превращается в процесс ...

Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru