Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Образование и воспитание » Методика создания учебного фильма по географии силами учителя » Место видеофильмов в процессе технологизации образования

Страница 1

Технологизация процесса обучения в контексте смены образовательной парадигмы. Глубокие структурно-содержательные преобразования, происходящие как в отечественной, так и в зарубежных системах образования, тесно связаны со сменой общенаучной парадигмы, имеющей место в современном мире. Понятие парадигмы введено Т. Куном. Под парадигмой, утверждает ученый, следует понимать признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения; иными словами, господствующая система научных знаний и теорий, которая дает ученым с их помощью и через систему образования всему обществу - определенное видение мира и позволяет сравнительно успешно решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления.

В динамике развития общества можно проследить поэтапную смену следующих общенаучных парадигм: 1. Античная парадигма - сформировалась в Древней Греции в IV в. до н.э.; 2. Средневековая парадигма - в период расцвета феодализма; 3. Индустриальная парадигма - во времена формирования капиталистического строя; 4. Постиндустриальная парадигма - формирование идет до настоящего времени. Анализ основных концептуальных положений постиндустриальной общенаучной парадигмы позволил выделить ее ведущие идеи: примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества; лидирующая роль гуманитарных и общественных наук в системе научного познания; в методологии обществоведения на первое место выходит познание закономерностей циклической динамики, социогенетики, эволюции общества; центральное место начинает занимать теория трансформации; изучение переходных процессов, диагностика и предвидение неизбежных в цикличной динамике кризисов и путей выхода из них с наименьшими потерями; преобладающей тенденцией становится синтез знаний.

Современная система образования адекватна законам существования индустриального общества. Так, П.Л. Мейтув и В.И. Шипилов пишут, что созданная Я.А. Коменским система образования без значительных изменений просуществовала до наших дней, способствуя разрешению следующих задач:

1. Разрушение цеховой организации производства и открытие перспективы для складывающейся промышленной структуры индустриального общества;

2. Технологизировала само образование;

3. Стимулировала развитие наук за счет жесткой предметной организации;

4. Ее педагогические принципы позволяли организовать обучение вокруг объективного непрерывно накапливающегося знания, открепив его от личных особенностей учителя.

Установлено, что высшее достижение цивилизации западного типа - технократическое мышление (логическое, рациональное и математизированное), существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием, вылилось в педагогике в авторитарный стиль общения учителя и учеников, воспитание в учениках конформизма, ориентацию на некий средний уровень и подавление отклонений от него в любую сторону и в конечном итоге к дегуманизации образования. В целом современное образование исторически сложилось как трансляция знаний.

Аналогичной точки зрения придерживается М.В. Кларин, выделяя в современной педагогике технократически-ориентированное направление, сущность которого заключается в проецировании социально-инженерной идеологии в сферу дидактики, в рассмотрении обучения как тотально конструированного процесса с жестко планируемыми, фиксированными результатами, ориентирующего учащихся на следование предъявленным эталонам, усвоение заданных образцов. Ведущими категориями технократически-ориентированного научно-педагогического сознания являются: «эффективность обучения»; «критерии усвоения»; «формирующая и суммирующая оценка»; «предъявление информации и эталонов усвоения», «тестирование», «критериальный контроль»; «конкретизация учебных целей»; «корректирующая обратная связь»; «обучающие процедуры»; «полное усвоение знаний и умений» и т.д.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетания. живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рац ...

Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...

Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр
В начало раздела 2.1 Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Мусинская» СОШ Каргатского района Новосибирской области. Исследование проводилось в двух кла ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru