Клетки головного мозга отличаются особенно интенсивным функционированием. Поэтому потребность в кислороде у них значительно выше, чем у других клеток организма. Так, мозг поглощает 20% всего кислорода, потребляемого человеком в покое (вес мозга составляет около 2,5% веса тела) . При снижении содержания кислорода в помещении до 13% вместо обычных 21% число ошибок при умственной работе возрастает на 45,2%. Кроме того, в аудиториях, читальных залах помимо уменьшения процентного содержания кислорода при большом количестве людей скапливаются аммиак, сероводород и другие вредные соединения. Все это отрицательно сказывается на продуктивности умственной работы. Поэтому одним из важных гигиенических правил умственного труда считается регулярное проветривание помещения .
Опираясь на анализ научно-методической литературы материала представленного в курсовой работе, мы можем сделать следующие выводы:
1. Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга.
2. Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже отрицалось, в третьих отмечалась независимость их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития.
3. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
4. Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов.
Также для активизации умственной деятельности учащихся в процессе ФКиС важно:
обеспечивать проведение занятий в условиях, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движений;
давать учащимся информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажение при передаче и восприятии
соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величина изображения в зависимости от размеров аудитории;
полностью использовать возможности устной речи, как средство управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;
учитывать эмоциональный фактор, за счет которого интеллектуальность труда значительно возрастает;
использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
напоминать учащимся о важности соблюдения режима дня.
Полезная информация:
Принцип доступности
Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспита ...
Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...
Оформление результатов научных работ. Виды научных робот
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключе ...