Гигиена умственной работы

Страница 2

Клетки головного мозга отличаются особенно интенсивным функционированием. Поэтому потребность в кислороде у них значительно выше, чем у других клеток организма. Так, мозг поглощает 20% всего кислорода, потребляемого человеком в покое (вес мозга составляет около 2,5% веса тела) . При снижении содержания кислорода в помещении до 13% вместо обычных 21% число ошибок при умственной работе возрастает на 45,2%. Кроме того, в аудиториях, читальных залах помимо уменьшения процентного содержания кислорода при большом количестве людей скапливаются аммиак, сероводород и другие вредные соединения. Все это отрицательно сказывается на продуктивности умственной работы. Поэтому одним из важных гигиенических правил умственного труда считается регулярное проветривание помещения .

Опираясь на анализ научно-методической литературы материала представленного в курсовой работе, мы можем сделать следующие выводы:

1. Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга.

2. Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже отрицалось, в третьих отмечалась независимость их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития.

3. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.

4. Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов.

Также для активизации умственной деятельности учащихся в процессе ФКиС важно:

обеспечивать проведение занятий в условиях, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движений;

давать учащимся информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажение при передаче и восприятии

соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величина изображения в зависимости от размеров аудитории;

полностью использовать возможности устной речи, как средство управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;

учитывать эмоциональный фактор, за счет которого интеллектуальность труда значительно возрастает;

использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;

напоминать учащимся о важности соблюдения режима дня.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Принцип наглядности
Этот принцип Я.А.Коменский назвал золотым правилом дидактики и считал общедидактическим принципом. Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и такти ...

Из история развития семейных отношений в российской семьи
Современный тип семьи развивался и слагался при самых неблагополучных исторических условиях. Чтобы узнать специфику нашей современной семьи, нужно рассмотреть наиболее значимые моменты развития русской семьи. Ведь, как говорится, без прошлого нет будущего. В древности отец семейства был полным влас ...

Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru