Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку

Образование и воспитание » Внеклассные занятия по русскому языку как средство развития познавательного интереса младших школьников » Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку

Страница 2

Познавательный интерес может проявляться по-разному:

1.В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся:

задают вопросы учителю; так как вопросы учеников имеют различный уровень познавательной ценности, следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, то есть обнаруживают желание ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;

стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;

свободно оперируют приобретёнными научными знаниями;

стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информации добытой за пределами урока, то есть на внеклассных занятиях по русскому языку , и выходящими за пределы программы.

2.В форме эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями с соседом, обостренности внимания в определенной позе, полнейшей тишине и боязни нарушить ее. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определенным отношением к герою литературного произведения.

3. В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести её до логического конца; другие моментально демобилизуются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.

4. В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтения определённой области деятельности, знаний, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.

Как повысить и укрепить познавательный интерес на внеклассных занятиях по русскому языку?

Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Развитию познавательного интереса способствуют ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Во-вторых, внеклассную деятельность необходимо вести на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона внеклассной работы останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует во внеклассной работе.

В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса внеклассной деятельности. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика: деятельностью и общением. Не каждый учитель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один учитель пресекает подсказки, заглядывание в тетрадь соседа, другой содействует тому, что чтобы при затруднении ученик обращался к товарищу. Один, используя эмоциональную силу отметки, подчёркивает слабости ученика, укоряет его за то, что он плохо учил, другой, ставя ту же отметку, пытается показать ученику его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Развитие института отцовства
Отцовство – отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществ ...

Лабораторные работы, их роль в учебном процессе
Лабораторные работы играют большую роль в учебном процессе по многим фундаментальным, общеинженерным и специальным дисциплинам, которые изучаются в высших и средних учебных заведениях. Они являются одной из форм учебных занятий и одним из практических методов обучения, в котором учебные цели достиг ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru