Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Страница 2

В структуре же художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль. Это выделял Мелик-Пашаев А.А. в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности».

Немецкий философ и психолог Шпрангер Э. в своем труде «Психология юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Поэтому он утрачивает столь характерное для младшего школьника, как показал анализ работы Левина В.А. «Воспитание творчества», преобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и антисцеплению». Всё более начинает доминировать способность к «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры, которые наименее актуальны для подростка и в которых он наименее склонен к поиску собственных идей.

Исследователь психологии детей Лейтес Н.С. в своём труде «Возрастная одарённость школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Лейтес Н.С., обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности подростков.

Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые подростки, из числа сильных учеников, «стремятся, - отмечает Лейтес Н.С., - отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное». Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности – нахождение её в зоне потенциального развития.

Сам процесс развития личности подростка это в основном процесс «врастания в культуру», сами особенности которого отводят в нём важную роль творческой деятельности подростков.

Доминанта интеллектуального развития – развитие теоретического рефлексивного мышления определяет особую успешность на этой стадии развития таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий.

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка.

Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я- концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса – его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.

Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Формы организации двигательной активности и их использование в режиме дня ребенка
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младш ...

Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...

Развитие моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи коррекционных занятий: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Учит ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru