Родительские стили воспитания и установки

Образование и воспитание » Стили семейного воспитания » Родительские стили воспитания и установки

Страница 6

Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обра­щаются показывает, что важнейшими чертами, выделя­емыми родителями в ребенке и одновременно выступаю­щими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорга­низации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превраща­ется в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) спо­собности — ум, память.

Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответ­ствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).

Р. Лэнгс, анализируя отношение роди­телей и детей в таких семьях, ввел понятие «мистифика­ция» — внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Одна из форм мистификации — приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (например, болезненности, неспособности самому ис­кать выход в трудных ситуациях) и «плохости» (низости, аморальности). Другая форма мистификации — инвалидация — принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Анализ сочинений «Мой ребенок», написанных роди­телями, испытывающими трудности в воспитании детей, дает множество примеров разнообразных приписыва­ний и инвалидаций.

Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах харак­тера ребенка, однако, транслированные в его самосозна­ние в виде «называния вещей своими именами» родитель­ских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.

Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, ро­дитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обрат­ное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая от­рицательные следствия для формирования самосознания ребенка.

Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных дей­ствий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовы­вать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалис­тичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впослед­ствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалис­тичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и дру­гое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Полезная информация:

«Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска»
Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей. Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ...

Отличительные черты деловой игры
Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения учащихся. Как вызвать заинтересованность у детей в изучении отдельных тем и всего предмета? Одним из путей решения этой проблемы является организация и проведения ...

Цели и возможности информатизации школьного курса химии
Для многих детей компьютер сегодня становится совершенно естественным средством познания окружающего мира. Перечислим основные блоки факторов, определяющих качество знаний обучаемых : содержание изучаемого материала; учебник и учебные пособия; учитель; ученик; материально-техническая база; окружающ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru