Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

Страница 3

Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.

К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.

На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3 -4 слов (Таня играет кукя).

Второй этап II периода — этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес. ).

Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний: -ов, нулевое окончание, -ец, среди которых продуктивной флексией является окончание -ов. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием -ов (много ложков, ножов).

Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы.

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему, по Э. Косерну,

С. Н. Цейтлин), позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка.

На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.

В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии
Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­т ...

Выяснить наиболее эффективные средства физического воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
На основе данных наблюдения (ДОУ № 19 г. Северодвинска) можно сделать следующие выводы: В возрастной группе детей с ЗПР 3 – 4 лет: Проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности. Цель занятий – развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекция движений, к ...

План диагностики представлений детей дошкольного возраста
Для того, что бы определить уровень знания цифр каждого ребенка, необходимо организовать цикл дидактических игр-заданий, целью которых будет выявление знаний детей о цифрах. Так же диагностики необходима для выявления эффективности работы педагога по данному разделу в течение определенного периода. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru