Проблема развития креативности

Страница 2

Поэтому-то и нужно с детского возраста укреплять веру человека в необходимость самосовершенствоваться, в возможность раскрытия собственно творческого потенциала. Между тем, именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. В дошкольный период творчество было свободным и естественным для ребенка, а школа ставит первоклассника в определенные рамки заданности: можно творить только тогда, когда предложит учитель и только на ту тему, которая сейчас актуальна, только в той форме, которая соответствует уроку. Именно в школьный период нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «Я». Преодолению этого кризиса могут помочь отдельные педагогические приемы, а также и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. Обучить творческой актуальности нельзя, – отмечает Л.С. Выготский – но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию креативности личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества: - предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; - воздерживаться от оценок; - учить детей замечать противоречия; - помогать детям, видеть аналогии; - учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации; - преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь; - доверяться догадке, интуиции; - воспринимать новшества и изменения, не противиться им; - развивать потребность в учении и самообразовании; - одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Важным приемом и условием развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, принять нестандартную ситуацию. «Удивление – это начало творческого отношения к миру».

В психологии творчества одним из популярных является утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке», но ему не дают проявиться внутренние и внешние барьеры. Психологи уверены, что нужно избавить человека от барьеров связанных с этими страхами, и неуверенностью в себе, как заключенный в нем творец освободится, и человек начнет творить. На этом принципе построен замечательный и очень популярный в практической психологии прием – «мозговой штурм». С помощью нехитрых, но очень действенных способов человеку дается возможность раскрепоститься и «стать самим собой». Американский психолог Алекс Осборн предлагает советы для повышения уровня продуктивности развития творческой способности: 1. Никакой отрицательной практики: исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи. 2. Требование свободы; чем шире идеи, тем лучше. 3. Включаются как небольшие очевидные, так и широкие необычные альтернативы. 4. Создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных. Критика недопустима потому, что будет сдерживать полет фантазии, всякую высказанную идею нужно похвалить. Любая поддержка, стимулирует генераторов идей. Нужно, чтобы участники оказались от проблемы с новых сторон. Раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы дадим ему возможность чуть больше проявить свои творческие способности, если они у него есть. Творчески одаренных людей отмечают также некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигнет максимального для себя уровня. Он готов все снова переделать, переписать, заново собрать сложную модель, если пришло в голову как можно усовершенствовать. Таким образом, цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического развития детей
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал. Такие ...

Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...

Общая характеристика испытуемых
Все дети, воспитывающиеся в детском доме, на протяжении первого года жизни пережили ряд тяжелых заболеваний, среди них рахит 1-2 степени, двухсторонний отит, пневмония, бронхит, анемия, ангина, краснуха, ветряная оспа, ОРВИ, грипп и др. У 88% детей матери или оба родителя страдали алкоголизмом. Изу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru