Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Образование и воспитание » Использование художественной литературы на уроках истории » Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Страница 1

Включение органических образов художественной литературы в изложении учителя - один из важных методов её использования в преподавании истории. Учитель использует художественную литературу как источник, от куда он заимствует красочные образы сравнения и меткие слова для своего изложения. В этих случаях материал художественного произведения органически включает учителя в рассказ, описания, характеристику и воспринимается учащимся не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения преподавателя. Например, описывая в VIII классе хозяйства крестьянина - бедняка после 1861 года он использует ряд образов из произведений Некрасова и Глеба Успенского.

Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные, небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из произведения писателя. В практики преподавания как один из приемов использования художественной литературы и фольклора имеет место краткий пересказ.

Летом, при составлении тематического планирования учитель на основе фонда детских библиотек составляет списки книг для внеклассного чтения и подбирает по курсам художественные произведения для углубленной работы в классе и дома. Критериями отбора литературы служат: научная историческая ценность; художественные достоинства; доступность; соответствие возрастным особенностям; воспитательное значение книги. Учитель знакомить учеников с рекомендательным списком художественной литературы, показывает некоторые книги из списка и дает краткие аннотации. После этого список желательно вывесить в кабинете история. В отборе художественной литературе для использования на уроках истории учитель руководствуется двумя основными моментами. Прежде всего, познавательно-воспитательной ценности материала, состоящем в проводимом изложении и освещении исторических явлений в соответствии с исторической действительностью и законами её развития. Вторым определяющим моментом в отборе материала является его высокая художественная ценность. Учитель отбирает для использования на уроках отрывки содержащие:

живое изображения исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;

образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;

картинное описание той конкретной обстановки в которой развертывались события прошлого.

Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссоздания особенностей психологического склада людей определенной эпохи, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решение этой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественных произведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичные стремление, идеи своего класса и своего времени. Их высказывания могут быть включены в изложение учителя. Введение примой речи помогает конкретнее обозначить позиции противоборствующих классов. Разностороннее значение художественной литературы в решении познавательных задач обучения привело методистов начало XX века к попыткам построить все преподавания истории на материале исторических романов и литературных памятников эпохи. Такую мысль высказывал немецкий методист Зигфрид Коверау. Он утверждал, что школьный курс истории в Германии не отражал подлинной жизни, «забытой истории повседневности». Коверау предлагал преподавать историю на основе серии романов, отражающих для данной эпохи картину повседневной жизни и дающих таким образом возможность наглядного анализа общественных отношений своего времени, но эта методика частична не верна, она сведет курс конкретной гражданской истории к культурно-бытовым и батальным картинам, не обеспечивая систематические знания о прошлом. Но не исключается целесообразность построение отдельных уроках истории целиком или почти целиком на материале художественной литературе. Прежде всего, таким способом необходимо проводить уроки, основным содержанием которых является изучение произведений художественной литературы или устного народного творчества как памятников эпохи и источников наших знаний о ней. Сюда относится часть урока о культуре древних индейцев, уроки «Мифы Древней Греции», «Поэмы Гомера», «Илиада» и «Одиссея» и.т.д. В ряде случаев целесообразно применить произведение художественной литературы как источник для изучения и характеристики общественных отношений и быта. Во всех остальных случаев при изучении разнообразной исторической тематики в проведении урока на материале художественной литературы следует рассматривать как один из возможных вариантов, который оправдан лишь при условии, если:

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Нарушение лексико-грамматического строя речи
У детей с нарушениями интеллекта отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е. В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.Основными характерными че ...

Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении
Он требует формирования у учащихся системы зна­ний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок­ружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно связыват ...

Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике
Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и прол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru