Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 2

Исследования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (Н.С.Жукова, 1990; Р.Е.Левина, 1968; Л.Ф.Спирова, 1980; Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, 1993 и др.). Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

У ребенка с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность словаря, как в активном, так и в пассивном плане. Преобладают слова-названия обиходно-бытовых предметов и действий. Недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятая, - характерные лексические особенности речи этой категории детей. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одно названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.

У детей старшего дошкольного возраста данной категории при исследовании нейтральной лексики было выявлено: отождествление слов разных по значению, но сходных по звучанию; замена названия части предмета названием целого; замена названий одних предметов другими, ситуативно связанными с ними; замена названия предмета названиями действий с ними; замена названия действий другими семантически близкими действиями; замена названий предметов, внешне сходных между собой; замена слова словосочетанием или предложением; замена названия действия общим понятием; незнание значения отдельных слов (названий действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий); а также обнаружены количественные и качественные особенности: при определении видовых понятий; при установлении синонимических и антонимических отношений; понимания явлений многозначности; фразовой речи (лексические замены слов; аграмматизм; использование однотипных конструкций; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; подмена субъекта, объекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а также указательными местоименными наречиями). При изучении эмоциональной лексики установлено, что: употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием; в установлении синонимических и антонимических отношений наблюдались своеобразные ошибки; происходили лексические замены: замена названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними; замена названия признаков словосочетанием или предложением; замена точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение; замена названия признаков названиями действий; замена одного названия другим, обусловленная неадекватным использованием суффиксов, за счет недифференцированности лексических оттенков; замена на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний; замена слов, называющих чувства, словами-оценками, и наоборот; замена одного названия другим на основе фонетической близости звуков.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы. С трудом дети образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже. Таким образом, наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.);

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие эффективности образовательного процесса
Важную роль в процессе формирования коллектива класса оказывает взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзникам ...

Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей. Группа детей была разделена на ...

Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru