Основные понятия о дидактических принципах

Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т.п.

Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.

Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «великой дидактике» в 1632 г.

Принципы обучения определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю.

Эта проблема всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее, и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей.

Хотя педагогическая наука давно занимается систематизацией и обобщением эмпирических данных о процессе обучения, до сих пор еще нет единого подхода к определению того, что считать дидактическими принципами. Часть дидактов полагает, что дидактическими принципами называют наиболее важные, главные закономерности и законы обучения (И.П.Подласый), другие авторы при определении принципов исходят из того, что они должны являться обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогического опыта (Ю.К.Бабанский,П.И.Пидкасистый).

Принцип (от лат. Principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.

Принцип обучения, по определению видного дидакта современности В.И.Загвязинского, - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – значение сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики. В теоретическом плане – это вывод из теории, не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. И именно поэтому они служат ориентиром для конструирования практики. Понятие «закономерность» в этом определении употребляется как выражение действия законов в конкретных условиях.

По определению М.А.Данилова, принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде.

Польский дидакт В.Оконь выделяет в дидактике три значения термина «принцип». Согласно первому значению, принцип – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами. Однако такое понимание принципа вряд ли можно отнести к принципам обучения, ввиду того, что в дидактике как общественной науке проблема формирования научных законов и их познания остается открытой и по сей день. В дидактике принципы обучения можно было бы выводить из дидактических закономерностей, но здесь также возникают трудности из-за их множества и неясно, какие из них могут быть основанием для формулирования принципов обучения.

Второе значение термина означает норму поведения, которая считается обязательной. Авторы принципов обучения, придерживающиеся такой идеи, руководствуются чаще всего интуицией, поиском таких общих норм, которых должны придерживаться учителя в их повседневной работе с учениками.

И, наконец, термин «принцип» может означать тезис, выведенный из какой-либо доктрины. Подобным пониманием принципа руководствуются те, кто охвачен какой-либо идеей и хочет через систему принципов обучения оптимизировать работу школы.

Полезная информация:

Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста
При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины мира. Он сталкивается с новыми ситуациями и ролями. В данном параграфе мы рассмотрим: временные рамки адаптации и ее проявления, уровни школьной адаптации, факторы психологической адаптации к школьной деятельности, а также разберем вл ...

Исследование уровня развития двигательной активности детей
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент. Цель: выявить уровень развития д ...

Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения
Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru