Лабораторная работа «Измерение времени простой сенсомоторной реакции»

Образование и воспитание » Разработка методического обеспечения лабораторного практикума по биофизике » Лабораторная работа «Измерение времени простой сенсомоторной реакции»

Страница 1

Цель лабораторной работы:

Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители.

Приборы и принадлежности:

Устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр».

Краткая теория:

Время реакции человека – интервал времени от начала воздействия на организм какого-либо раздражителя до ответной реакции организма.

Состоит из трёх фаз: время прохождения нервных импульсов от рецепторов до коры головного мозга; время, необходимое для восприятия нервных импульсов головным мозгом и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. Время реакции зависит от типа раздражителя (звук, свет, температура, давление и т. д.) и его интенсивности, тренированности организма на восприятие этого раздражителя, его ожидаемости и др.

Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные – на световые, самое длинное – на обонятельные и тактильные.

По степени сложности произвольные реакции человека можно разделить на следующие четыре вида:

1 простая сенсомоторная реакция;

2 сенсомоторная реакция различия;

3 сенсомоторная реакция выбора;

4 реакция на движущийся объект.

1 Простой сенсомоторной реакцией в психологии называют реакцию, которая осуществляется в условиях предъявления одного заранее известного сигнала и получения одного определённого ответа.

Например, в ответ на звуковой, световой, тактильный и т. д. сигналы человек должен как можно быстрее осуществить определённое действие – нажать на ключ или произнести определённый слог. Исследования показывают, что при надпороговой интенсивности раздражителя время простой реакции определяется в основном физической природой раздражителя и особенностями воспринимающего рецептора. Самая большая скорость простой реакции была получена при использовании звуковых и тактильных сигналов (105 – 180 мс). Скорость реакции на зрительный сигнал оказалась существенно меньшей (150 – 225 мс).

Это объясняется тем, что время рецепции звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени реакции зрительного раздражителя, так как в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс.

2 Сенсомоторной реакцией различения обозначают реакцию, которая производится в условиях, когда человек должен реагировать только на один из двух или нескольких сигналов (буквы, звуки, слоги), и, соответственно, ответное действие должно совершаться только на этот сигнал.

3 Сенсомоторной реакция выбора имеет место также при предъявлении двух или нескольких сигналов, но при условии, что нужно отвечать на каждый из них своим определённым действием. По сравнению с временем простой реакции время реакции различения и время реакции выбора заметно удлиняется.

Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные – на световые, самое длинное – на обонятельные и тактильные.

При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления (таблица 4).

Таблица 4 – Значение времени реакции при различных движениях тела

Характеристика движений

Время выполнения (сек)

Движение пальцами

0,17

Движение ладонью

0,33

Нажатие рукой/ногой на педаль

0,72

Сгибание и разгибание ноги

1,33

Сгибание и разгибание руки

0,72

Реакция водителя на сигнал светофора

0,3-0,5

Считывание показания стрелочного прибора

1

Восприятие цифры или транспаранта

0,2

Фиксация предмета глазами

0,28

Включение одиночно расположенного тумблера

0,18

Опознание оператором простого сигнала

0,4

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Упражнения, развивающие навыки чтения
Упражнения развивающие навыки чтения: 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибк ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Понятие и функции рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru